Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Революция кураторов в театре.

.
Некогда-горячо-любимая-мною театральный критик М.Давыдова продолжила наезд на отечественный театр. Начало обсуждал здесь – http://lev-semerkin.livejournal.com/157385.html .
Уже досталось людям театра по обеим сторонам рампы - актерам и режиссерам (за то что закоснели в традициях, не перестроились и отвергают идеи прогресса), организаторам чеховского фестиваля (за близость к народу), публике массовой и вот теперь и фестивальной тоже – http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/14511/?expand=yes#expand .
Главный упрёк – фестивальная публика уходит с фестивальных спектаклей. Вот ведь хамы!

Ей бы лопать, что дают, и благодарить каждого заезжего «французика из Бордо» и отдельно благодарить тех, кто «французика» привез (сама М.Давыдова привозит на фестиваль НЕТ). А публика нос воротит, уходит в антракте (а иногда и прямо во время действия). Даже перед гостями неудобно, выходит зарубежный гость на сцену после антракта – ха-ха, а публики-то и нет!

Не хочу огульно обзывать зарубежных гостей «французиками», но ведь не все из них одинаково хороши. Не все!

Как фестивальная публика может выразить своё «бу»? Помидорами кидаться?

Публика голосует ногами – имеет право!

Часто публика голосует даже не против гастролеров, а против организаторов гастролей. Приходится уходить с замечательных спектаклей, смотрел бы и смотрел а потом стоя аплодировал десять минут, но заканчивается спектакль уж слишком поздно.
Организаторы работают не для публики, а для себя и своей тусовки. Назначают спектакль на позднее время, да и то задерживают на полчаса. Видимо, они сами ведут ночной образ жизни, после спектакля приглашены на фуршет, им все равно когда закончится. А те, кто живет далеко, и по утрам ходит на работу – чужие на этом празднике жизни. Правда оплачивают этот праздник как раз они – налогоплательщики и покупатели билетов в кассе. И встают рано утром они не из прихоти, а как раз для того, чтобы заработать деньги на налоги и билеты.
Критики, организаторы и их знакомые билетов не покупают, ходят в театр нахаляву по пропускам и при этом сидят на лучших местах, или на специальном нулевом ряду, загораживая обзор тем, кто не пожалел денег на самые дорогие билеты в первый ряд. Вот такая театральная экономика.
Ну и еще такие «мелочи» как дорогущие цены на билеты, неудобная организация продажи. Про титры, закрытые люстрой, я уже не говорю.

Впрочем и здесь не хочу обвинять фестивали огульно, есть фестивали с другой экономикой, там зрителя любят и привечают. На чеховском фестивале показали суперпродолжительный «Липсинк» так, чтобы зритель мог выбрать – смотреть по частям три вечера или целиком в один день (при этом закончили не поздно).
На грядущих гастролях Мариинского театра, организованных Золотой Маской, длинная опера "Женщина без тени" будет начинаться в 18-00.
А на прошлом Балтдоме «Идиот» Некрошюса назначили на 17-00.

Организаторы фестивалей НЕТ и Сезон Станиславского (со спектаклей которых и случился исход, вызвавший гнев М.Давыдовой) представляют другое направление.
На фестивале Сезон Станиславского начало «Идиота» назначили на 19-00, а потом сдвинули начало на 18-00, и все равно слишком поздно закончилось, к тому же обманули тех, кто пришел к времени написанному на билете и не знал о переносе.
Создается впечатление, что они специально отталкивают чужих, «случайную публику» ("социально чуждых", как выражается М.Давыдова).

В позиции М.Давыдовой проявленной на openspace.ru я вижу аналогию с революцией кураторов в изобразительном искусстве, произошедшей в начале 20го века. Театральный критики не скрывают зависти к своим арт-коллегам, которые уже давно самолично определяют, что хорошо, что плохо (а публика и творцы вышколены – творят так, как предписано и восхищаются предписанным, а богатенькие буратины покупают, то что назначено ценным или актуальным, третью копию черного квадрата за миллион). И вот уже лондонская полиция ищет злоумышленника подменившего кирпич на выставке (подменили на точно такой же, но принесенный со стройки).
Арт-куратор заявляет в открытую - искусство это то, что помещено в музей, а что помещать в музей - решаю Я!

Театральные критики хотят быть такими кураторами (искусство – это то, что показывают на фестивалях, а что включить в фестивальную программу определяю Я!)

Такими кураторами ведут себя организаторы новодрамовского движения - самолично определяют что «ново», а что нет, и агрессивно навязывают чернушно-депрессивные пьесы, устаревшие пять лет назад.

Театр институт консервативный, он должен сопротивляться революции кураторов.

Даже особенная, отборная фестивальная публика не соглашается принимать все, что привезут и назовут актуальным.
Когда новая драма была действительно новой, театр подпускал ее поближе и с интересом присматривался, а теперь (я надеюсь) оттеснит ее в гетто и будет искать новую «новую драму».
Впрочем, судя по номинациям на Золотую Маску, надежды пока не сбываются, новодрамовцы продолжают рулить и стирать грань между цензурным и нецензурным.

В консервативном театре соблюдается равновесие между творцами, критиками и публикой. Основанное на взаимной любви и уважении, а также на подчинении Самому Важному, тому что лежит вне треугольника и к чему тянутся все три угла, каждый на свой манер.
Ни «левая нога» творца, ни «пухлый кошелек» зрителя, ни «пресыщенный взгляд» критика не рулят процессом единолично.

Театр ищет концепцию спектакля в зрительном зале (а не в себе любимом)
Благодарный Зритель настроен на понимание того, что происходит на сцене и того, что пишут критики.
Критик радуется разнообразию театров (а не пытается театр и публику загнать в колонну прогресса). И, если фестивальная публика ушла, не будет обзывать ее "хамской", а задумается, одна ли публика в этом исходе виновата, может спектакль плох или фестиваль плохо организован?
Tags: closespace, М.Давыдова, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…