Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Последние образцы.

*
«ПЕРВЫЕ РАДОСТИ», В.Басов, СССР, 1956г. (2)

Романы-кирпичи Константина Федина – соцреалистическая иллюстрация к «Краткому курсу истории ВКП(б)», а фильм Басова – иллюстрация к иллюстрации.
Иллюстрация правильная, залакированная и цветная, открыточная.
Бунтарский революционный дух, выраженный в раннем советском кино, уже остыл, окаменел и превратился в свою противоположность, в памятник самому себе, в монументальный памятник на могиле – тяжеловесный и симметричный. Потому и цветная картинка выглядит раскрашенной фотографией с кладбища. Все сцены и сыграны и сняты с огромным нажимом, стихия закована в гранитные берега нормы. Фильм снимался во времена оттепели, но здесь нет никаких следов оттепельной стихии, когда революционное бунтарство переживало ренессанс. Он предельно консервативен, одет в мундир и застегнут на все пуговицы, пуговицы начищены, мундир отглажен. Один из последних образцов сталинского кино. Мизансцены выстроены как в театре, развернуты фронтально и обращены на зрителя (на камеру, как на рампу). Особенно заметно в застольных сценах, актеры всегда сидят только с одной стороны стола, потому что на другой стороне сидит оператор.
Все определяет взгляд школьной учительницы, учительница это мать главного героя, в исполнении Ольги Жизневой (когда-то звезды, теперь остывшей и отяжелевшей). Урок истории СССР. Зрители – ученики.

Сквозь ретушь и грим прорывается совсем немного живого. Мужская харизма Виктора Коршунова. И органика Константина Сорокина в эпизодической роли актера - такую хитрющую улыбочку никакая ретушь не возьмет. Так и хочется убрать с первого плана плакатных театральных деятелей Дружникова и Названова и побольше посмотреть на обаятельного комика Сорокина.

Вполне вероятно, что такой явный анахронизм, устаревший стиль фильма указывает на какой-то более ранний образец, относящийся как раз к началу 50-х годов. В 1950-51 году романы Федина были поставлены в театре Вахтангова (режиссер Борис Захава, в главной роли Юрий Любимов).

И совсем уже удивительный факт, через 20 лет в 1977 году (к юбилею октября) Басов снял еще одни «Первые радости», в главной роли снимался Юрий Демич. Ничего про этот фильм не слышал и в сети про него почти ничего нет. По-видимому, иллюстрация третьего порядка успеха не имела.
Tags: кино
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…