Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Не надо бояться человека с ружьем.» (В.И.Ленин)

*
«ЧЕЛОВЕК=ЧЕЛОВЕК», Ю.Бутусов, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2008г. (1)

Это мимо :(
Досадно, что такое многообещающее сочетание Брехт+Бутусов+актеры Александринки не выстрелило (вообще-то стреляли много, но холостыми и в зал не попали).
Пожалуй, только сценография Шишкина впечатлила (тени на стенах, особенно в сцене расстрела эффектные, за что надо отдельно поблагодарить художника по свету с отбрасывающей тени фамилией - Дениса Солнцева).

Во время вялотекущего действия и зонгов невпопад закрадывались подозрения, что «порох отсырел», может быть театральные и общественные идеи Брехта устарели?
Но ведь в том же сезоне и на той же сцене МХТ, где гастролировал «Человек=Человек», выпустили премьеру «Трехгрошовой оперы», тоже с живым оркестром и зонгами, там подобных подозрений не возникало.
Может быть, Бутусов выбрал не лучшую из брехтовских пьес, невнятную, декларативную?
Но, судя по постановке Богомолова «Что тот солдат, что этот», пьеса вполне достойная. Да и на спектакле Бутусова были заметны драматургические достоинства текста, например «тема волос» - зеркальное отражение судеб двух персонажей, грузчика и солдата. Грузчик потерял бороду и стал солдатом, солдат потерял волосы и стал буддистским монахом. Как говорится, «снявши голову, по волосам не плачут». Жаль, что в спектакле «тема волос» не сыграла, двое солдат скинхэдов все время без волос ходили, но в монахов не превратились :)

В буклете о теме спектакля написано так – «обыватели, которыми так ЛЕГКО манипулировать». Зрителям предлагается ужаснуться этому (со сцены так и говорят, человека также легко можно превратить в палача!).
Но зрители увидели нечто прямо противоположное, как ТРУДНО, как сложно и долго происходит превращение грузчика в солдата, приходится придумывать многоходовые комбинации (подмена на поверке, продажа слона, суд, расстрел). И все для того чтобы забрить парня в армию? Подумаешь, делов-то! По крайней мере у нас в стране все происходит проще, да и просвещенные англичане не слишком церемонились с ирландцами, обрили голову, дали сапоги и ружье - новобранец готов.

История, показанная в спектакле, нисколько не ужаснула.
Здесь показан механизм социализации, это происходит в любом обществе. И не только с помощью армии. Бородатый люмпен, «свободный грузчик востока» мог пойти на стройку, там он точно также потерял бы свою бороду, одел каску и стал пролетарием.

И потом, почему режиссер так боится человека с ружьем (ведь Ленин завещал нам другое ;). Человек с ружьем - тоже человек.
Если на южных границах появятся бородатые, кто защитит страну?
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment