Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Перекрёсток.

*
«ИДИОТ», Э.Некрошюс, «МЕНО ФОРТАС», Литва, 2009г. (10)

Некрошюс вернулся на шекспировский уровень, к трагическим вопросам «Гамлета» / «Макбета» / «Отелло», Достоевский отвечает Шекспиру.
У нового спектакля, как и у шекспировской трилогии есть геометрический образ, там была трехмерная система координат, три ортогональные оси, а здесь – перекресток.
Князь Мышкин находится в центре креста, в перекрестье, на перекрёстке, в точке разрыва, там, где пересекаются две трещины, расколовшие мир. Гармония мироздания, целое (цельное) расколото на половинки - две створки дверей. Массивные солидные двери подвешены, легко болтаются в воздухе, потеряли опору.

Что видят герои в трещину, в щель – бездну, действие происходит на краю обрыва, точнее говоря между двумя обрывами, дверь распадается на левую и правую створки, а герои находятся на пятачке между правым и левым, между обрывом впереди (за рампой) и обрывом сзади (за дверью). За рампой, в оркестровой яме и в зале, где сидят зрители, находится бездна. Это становится ясно в третьем действии, когда актеры подбегают к рампе, как подбегали к берегу моря в «Отелло», и кричат в установленный на месте суфлерской будки микрофон, эхо отзывается словно из пропасти.

Мышкин, как и Дездемона в «Отелло», пытается соединить распавшиеся половинки, сшить разрыв (можно вспомнить и слова Гамлета о распавшейся связи времен).
В самой первой сцене он мечется между Европой и Россией (между закрытой дверью, из-за которой говорят по-немецки "Ахтунг!", и забором, из-за которого лают наши собаки) и дальше он постоянно оказывается в точке разрыва, между мужским и женским (Рогожин и Н.Ф.), между знатью и народом (в романе эту тему раскрывают эпизоды с нигилистами, в спектакле их нет, но и без нигилистов ясно, что Мышкин работает послом, челноком).
Мышкин пытается в одном сердце соединить любовь к двум женщинам, которые тоже представляют собой цельный женский образ, разорванный пополам, на идеал красоты (Н.Ф.), и простую, земную девушку (Аглая)
Да и знаменитая сцена обмена крестиками с Рогожиным, это тоже попытка соединить половинки - легкое, духовное начало и тяжелое, плотское (Мышкин и Рогожин соединяются буквально, опираются друг на друга, чуть не перетекают друг в друга).

Гипер-разум матерого человечища Отелло оказался бессилен удержать гармонию и вот новая попытка. Если не справилась сила, обрушилась под собственной тяжестью (мощью, весом), то может быть слабость, легкая, как белое перышко, сумеет?
Если не справился мудрец, может быть идиот сможет?

Идеал Мышкина наглядно представлен в петербургской метафоре финала первой части, после драматической кульминации - взрывной, скандальной сцены с камином (Ганя надевает красные очки, а окружающие бросают на пачку денег монетки и они залетаются как искры, сам "камин" расположен опять же в бездне, в оркетсровой яме).
Мышкин выходит в город, всю ночь гуляет по набережным, видит развод мостов (вот еще одна метафора разрыва) и проводит под разведенными половинками моста белые бумажные кораблики (рифма к флотоводцу Отелло, который точно также вел по сцене свою тяжелую эскадру).

Преодоление шекспировских трагических разрывов происходит на идейном поле Достоевского, на основе христианских идеалов, которые в трилогии тоже проявлялись (в финале «Гамлета» и в финале «Макбета»). Плотская любовь Дездемоны не смогла сшить разрыв. Быть может христианская любовь Мышкина, лишенная плотского начала, соединит разорванное.

Мышкин в спектакле легкий и светлый, здесь главная актерская удача, у него такой взгляд – только достали из кокона и сразу узнаешь – он. И даже еще раньше, когда видишь фотографию из буклета, становится ясно, что Мышкин в спектакле есть. Есть здесь и Ганя Иволгин, такой же легкий и подвижный внешне, но характер совсем другой, даже противоположный - обаятельный и кусачий «щенок».
А вот с остальными персонажами романа Достоевского проблемы, чем реалистичнее, ближе к роману поставлены сцены, тем заметнее бедность труппы. Рогожина еще можно принять с натяжкой (актер крупный, но слишком спокойный и позитивный, ему приходится компенсировать природную сдержанность «методом физических действий» все время толкать и таскать Мышкина по сцене), остальные сыграны совсем схематично и тогда выручает режиссура. Метафоры переключают внимание зрителя с сюжетного плана на содержательный.

Для ролей Рогожина и Н.Ф. в этом спектакле нужны актеры-глыбы, способные обобщить персонажей до «мужского начала» и «женского начала», как это было в «Отелло» когда играли первый актер страны и первая балерина. В Рогожине требуется хотя бы частица той мощи, что была в Отелло, но молодого Багдонаса в труппе нет.
Впрочем, в неявном виде матерый человечище присутствует в спектакле (он не появляется на сцене, как не появляется и в романе, о нем только упоминают) и этот виртуальный персонаж (зритель может представить в этой роли Багдонаса) имеет отношение именно к Рогожину. Тень отца помогает придать образу Рогожина требуемый масштаб.
С первым упоминанием о смерти отца Рогожина в музыкальной партитуре появляется церковная музыка, на плоском перекрестке сцены возникает вертикальная ось. Сам же Рогожин в этот момент свою ось теряет, его недюжинная природная сила, как и природный разум Отелло, становится разрушительной. Трагическая развязка предугадывается очень рано, в самом начале второй части, в сцене Рогожина и Н.Ф. за плотно закрытой дверью. На самом деле дверь всего лишь заклеена скотчем, который разорвется, как бумага, когда половинки разойдутся.
Tags: Некрошюс, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…