Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Одна абсолютно счастливая история.

*
"Очень простая история", Г.Бызгу, ТЮЗ им.БРЯНЦЕВА, Санкт-Петербург. (10)

Ещё одна абсолютно счастливая деревня.

Спектакль "Очень простая история" можно было бы назвать ответом Питера на "Одну абсолютно счастливую деревню" Фоменко, если бы у "Деревни" не было также питерских корней. Спектакли схожи по многим внешним признакам - белому цвету, второму этажу декорации, простой предметной среде - доски, подковы, колокольчики. Но главное сходство - содержательное: очень светлый пантеистический взгляд на мир - одушевление природы и всеобщая гармония людей, вещей и животных. Живые и умершие, молодые и старые, "баламуты" и "пахари", солдаты враждующих армий, корова, коза, лошадь, собака, петух и даже огородное пугало и старый сарай сосуществуют вместе в идеальном пространстве, а сарай в финале превращается в корабль - ковчег. Зрители тоже участвуют в гармонии - они находятся вместе с актерами внутри одной коробочки из белого полотна (по-видимому для выступления на фестивале "Новая драма" на сцене МХАТ коробочку пришлось разрезать, а в оригинальном варианте она сплошная).

Ещё одна история лошади (и других живых существ).

В "Счастливую деревню" Фоменко перелетели бабочки из "Истории лошади" Товстоногова, а в "Простой истории" живет старая лошадь с философией Холстомера. "По линии жизни" у этих спектаклей общие толстовские корни, а "по линии театра" - общий актерский азарт в изображении животных. Можно всех актеров перечислить - О.Самошина (очень большая "свинка", не "свинья" см. программку :-), О.Лысенкова (мудрая лошадь), Л.Маркина (слегка тормознутая беременная корова с колокольчиком в одной руке и пучком сена в другой), И.Головин (простой пёс) и А.Безруков (Петух "либеральной национальности", т.е. европейской породы, он добавляет самые яркие краски в общий хор).

Белое полотно, дерево, железо и никакого черного пластилина.

Сравнение с другими (знаменитыми) спектаклями не "поднимает" и не "опускает" эту постановку, а указывает на наследование мощной традиции. Есть сходство, есть и различие - "История лошади" и "Счастливая деревня" - спектакли мудрых старых Мастеров, в "Простой истории" взгляд молодых неформалов, смело идущих против течения времени (против другой традиции, в которой "новая драма" означает - мат, наркотики и расчлененка).
С победителем прошлого фестиваля "Новая драма" - спектаклем "Пластилин" - у "Простой истории" казалось бы нет ничего общего. Что может быть общего у истории несостоявшегося аборта и истории состоявшегося изнасилования ? Однако по-моему есть очень большой смысл рассматривать эти спектакли вместе. Они дополняют друг друга как мужское и женское, черное и белое, пессимизм и оптимизм, быль и сказка, город и деревня. Вместе они дают полный образ нашего "времени и места".
И ещё одно существенное сходство. Оба спектакля по сути очень религиозные. В самом общем смысле этого слова (по этимологии "религия" означает "связь", связь этого мира и иного). Эта связь выражена театрально (в буквальном, наглядном присутствии иного мира в нашем) и содержательно (в ощущении негаснущего огня, который просвечивает сквозь эти простые истории).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments