Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

И мост строится.

.
«СТРОИТСЯ МОСТ», О.Ефремов, СССР, 1967г. (6)

Кинопроект театра «Современник», уникальный в своем роде, первый блин вышел комом и остался последним, но смотреть ОЧЕНЬ любопытно.

Есть сильная метафора – «строится мост» это как «строится коммунизм».
Или, если заземлить пафос, как «строится театр».
Или «и корабль плывет» (очень много цитат из Феллини, причем из фильмов, которые на тот момент еще не были сняты – например, «Амаркорд», сцена с проплывающим мимо пароходом ночью, в огнях).
Зрительный образ фильма – разговоры, разговоры, разговоры – днем и ночью все лезут в душу столичному корреспонденту (в центральной, связующей роли – сам Ефремов), а на заднем плане мост строится – возвышается днем и сверкает габаритными огнями ночью.

Есть отлично выделанная ткань, материал. Очень сильная труппа, множество этюдов, микросюжетов. И такой кураж, разнообразие типов (целый город населили – молодые и взрослые, инженеры и рабочие, бывший зэк, бригадир, парторг, начальник), что кажется - эта ефремовская команда 60-х годов могла ВСЁ, любые горы свернуть. И даже коммунизм построить, в отдельно взятой стране труппе.

А проблема в том, что нет середины. Того, что между вкусными микроэпизодами и генеральной метафорой, что и составляет собственно кино и передает сигнал от метафоры к эпизодам. Две полуарки будущего моста торчат над рекой, а посередине огромная дыра. И метафора и эпизоды висят в воздухе.

С одной стороны очень поверхностно, прекраснодушно, наивно (начальник строительства, Кваша - интеллектуал в очках, гость из будущего - лично орет в мегафон, куда ехать буксиру; народный суд уже готов заменить юстицию; множество отдельных недостатков, но сознательность такова, что коммунизм наступит завтра).

А с другой стороны псевдоглубокомысленно («в крохотном эпизоде – вся жизнь»), плоско (это «бюрократ», это «интеллигент, оторвавшийся от народа», это «кавказец») и на иностранный манер (некоторые сценки сыграны и сняты «как в Европах» и оттого выглядят пародийно, Волчек то ли Моника Витти, то ли тетя Соня).
Все в кучу - и рабочий класс с техническим прогрессом, и партия с комсомолом, и некомуникабельность. И Зыкина и Робертино Лоретти. И стройка и пожар (вещи сгорели, но никто не погиб, переселились в школу и там «куча» стала еще более наглядной).
В конце фильма закисший интеллигентный московский журналист, упавший в народ и придавленный народом со всех боков и сверху, видимо воскресает (как Антей, припавший к земле) и уезжает обратно. Сам он очень похож на доктора Айболита, а в голове у него опилки каша из идей и впечатлений.

Если подвести итог, он будет двойственный.

Созидательный, коллективистский пафос, креатив нельзя не заметить и не оценить. Так победим! Так строятся мосты, и строятся театры, и играются роли («будет сделано и делается уже!»). И это не утопия, театр «Современник» существовал и до сих пор существует питаясь той энергией. А по мостам, простроенным в те годы наша страна до сих ездит.

Но понятно и то, что Мост с большой буквы так не построишь. В конструкции не хватает самого важного звена (в фильме его называют «птичка» – центральный пролет), а без него весь проект (проект идеального общества, проект идеального театра) выглядит легковесно. Если смотреть фильм, как портрет СССР – там уже виден блеф коммунистического проекта и грядущий кризис. Если как автопортрет театра «Современник», то в нем уже видны истоки будущего кризиса и превращение в обычный театр.
В театральных постановках «Современника» 60-х годов, которые сохранились в записи («Вечно живые», «Обыкновенная история», «На дне»), он выглядит более глубоким и основательным, чем в этом фильме.
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments