Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:
  • Music:

Black Dog.

*
«ТОПОЛЯ И ВЕТЕР», К.Райкин, САТИРИКОН, Москва, 2009г. (8)

На сцене три старика, обитателей богадельни и пёс. Пёс - бронзовый, но напомнил об истории старого черного пса, который отирался около кухни поместья Хэдли Грандж, когда Лед Зеппелин записывали там четвертый альбом. Как-то раз пса не было всю ночь, а когда он вернулся на следующие сутки, то отсыпался весь день. У музыкантов это стало дежурной шуткой – о, Черный Пёс всю ночь круто тусовался! Идеальный образ для энергичного, как вечный двигатель, риффа, открывавшего альбом Led Zeppelin IV.

Спектакль именно об этом, об особой энергии, о ферменте жизни, парадоксальным образом заметном в старости, в доме ветеранов Первой мировой войны.
Чтобы выделить фермент и показать зрителю, на ситуацию надо взглянуть через театральный бинокль, создать дистанцию, отстраниться.

Первое отстранение – стариков играют молодые, здоровые, полные сил (и актерских и мужских) Аверин, Суханов и Сиятвинда.

Второе отстранение – дело происходит не у нас, а где-то в Европе.

Третье отстранение – речь идет о ветеранах войны, которая уже полностью ушла в историю, с ней уже нет непосредственной связи (а, скажем, ветеранов Второй мировой войны еще можно встретить и они находятся примерно в том же возрасте, что и герои спектакля).

Четвертое отстранение – жанровое, комическое. На сцене разыгрывают комедию, в зале – два часа здорового смеха.

Точно выбранная дистанция и комический угол зрения дают право и на актерскую эксцентрику (сильный грим, пластические этюды) и на грубый солдатский мочеиспускательный юмор.

В спектакле нет действия (его и в пьесе нет, и в доме ветеранов его тоже нет, время остановилось), нет развития характеров - эти характеры уже развились задолго до начала пьесы. Особенно хороши два контрастных характера – пессимист (Суханов) и оптимист (Аверин). Все три актерских работы – внуки персонажей Аркадия Райкина, дети райкинского Тодеро, а у Суханова еще и линенской старухи.
Режиссер виртуозно строит спектакль без действия и без развития, из эпизодов, словно из вспышек памяти: сцена-затемнение-сцена. Герои время от времени «отключаются», и спектакль вместе с ними отключается от реальности, выпадает в прошлое – летчик бежит по взлетной полосе, пехотинцы занимают круговую оборону.

Здесь нет истории, но есть состояние. Зритель всматривается через театральный бинокль в нечто неподвижное и уже казалось бы отжившее, отвердевшее до состояния карикатуры, и в конце концов созерцание приводит к озарению – покровы спадают.
Видимость окарикатурена, чтобы лучше проявилась сущность. В финале она предьявляется непосредственно - трое героев выходят на поклоны, актеры без грима, в парадных мундирах, с орденами (парад-послесловие, Марсельеза звучит как музыка Нино Рота в финале «Кьоджинских перепалок»).
Одряхлевшая телесная оболочка это «грим», а под гримом – вечный двигатель, душа бравых вояк.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…