Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Под вязом.

.
«ВЕРТЕР», А.Щербан, ВЕНСКАЯ ОПЕРА, 2005г. (9)

Для сравнения с московским «Вертером» посмотрел «родную» постановку, венскую (премьера оперы Массне была в Вене).
Был еще и дополнительный интерес - к постановщику Щербану, он недавно поставил «Дядю Ваню» в Александринке.

Однако постановка Бычкова оказалась более «родной», ближе к оригиналу – романтическая драма, возвышенные чувства, нежная лирика, а Щербан сильнее осовременил действие (хотя и не до наших дней, а до близкого ретро, 50-х годов), перенес в США, ожесточил и в итоге от романтики не осталось и следа, вместо Гете - Теннеси Уильямс или О’Нил.
Сценография обоих спектаклей держится на большой (во всю сцену) генеральной, спектаклеобразующей метафоре, в Москве поставили железнодорожную платформу, а в Вене - огромное дерево. Не дуб, судя по фасону листьев, скорее вяз (опять же О’Нил «Любовь под вязами» ).

Вертер XX века (Марчелло Альварес) – неврастеник, почти маньяк. С первого же появления на сцене видна обреченность и маниакальная зацикленность – напряженный, остановившийся взгляд. Он бродит под вязом, как тень (в третьем акте такой же тенью появляется в комнате Шарлоты, выходит из темноты, как месяц из тумана). Сразу ясно, что добром эта любовь не кончится – или он ее зарежет или себя. Альварес открыл темную сторону личности, разрушительную страсть. Вместо возвышенной немецкой любви – темные глубины американского вожделения. Вместо романтического театра – Голливуд, черные фильмы, роковые встречи, почтальон звонит Вертер приходит дважды.

Шарлота по контрасту c брюнетом Вертером – куколка, блондинка, но не из анекдотов, сильная натура (тоже любит с ножиком поиграться). Элина Гаранча сделала собирательный образ голливудских кинодив 50-х годов.

Третья сторона любовного треугольника – муж. Солидный, для нее слишком добропорядочный, скучный (он говорит, она зевает), человек действия. Его роль в постановке важнее, чем в оригинале, это видно в эпизоде с пистолетом. Вертер просит в записке прислать ему на память пистолеты – пару сувенирную-дуэльную, а муж достает из ящика свой настоящий «черный пистолет» и посылает его. Затем он следует за женой и находится на сцене все время последнего свидания – наблюдает. За ним последнее слово (то есть последнее действие спектакля), когда все кончено, он отталкивает жену и уходит прочь.

Вяз – темно зеленый в первом акте и «золотой» во втором, в последнем акте черный, без листьев – мощный ствол и мощные ветви, земля под вязом заснеженная, белая, и эта белизна переходит в белизну покрывала на кровати, где лежит застрелившийся Вертер (натуралистично, весь в крови). Вертер умирает под вязом, муж стоит под вязом, ревнует и ждет. Шарлота бегает от одного к другому и обратно. Вертер умер, разгневанный муж ушел, беременная женщина (про это в спектакле тоже было, после свадьбы почти полгода прошло) осталась на сцене одна. Занавес.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments