Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Лето, осень, зима.

.
«ВЕРТЕР», М.Бычков, МАМТ, 2009г. (8)

Когда в «Вертере» есть Вертер – это уже успех.
Новое (для меня) имя – Антон Иванов. Хорошо спел, прозвучал очень убедительно. И сыграл хорошо - романтик-идеалист, кудрявый очкарик, образ светлый, мягкий, лирический, узнаваемый (можно вспомнить Игоря Костолевского в «Безымянной звезде», но здесь идеализм усилен до обреченности).

В спектакле есть много других достоинств, не только Вертер, здесь многое совпало.
Во втором действии раскрывается (и распевается) Шарлотта – Елена Максимова.
А еще, оркестр Феликса Коробова прекрасно передает лирическую стихию музыки.
А еще - метафорическая сценография Эмиля Капелюша (вокзальная тема тоже из «Безымянной звезды» ?) и концептуальная режиссура Михаила Бычкова (зрелищная и спокойная, «взрослая» - без робости и без радикализма). Как говорил Медведенко - «сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ», здесь именно так получилось, слились и образ возник цельный.

Действие точно вписано в классический цикл «времен года» и это подчеркнуто постановщиком (сначала июль, потом сентябрь, потом декабрь), не хватает только весны, она лишь подразумевается, существует только в мечтах. А в действительности – железнодорожная платформа, до «отправления поезда» остается полгода, три месяца, один миг. Сюжет оперы построен на «отложенном самоубийстве», отъезд Вертера в финале первой части рифмуется с самоубийством в финале второй. В спектакле этому соответствует режиссерская рифма – стук колес и проекция проходящего поезда (как в железнодорожных «Трех сестрах») Спивака). В финале первого действия поезд идет справа налево (Вертер уезжает, Шарлотта остается), в финале второго конец платформы задран вверх и поезд уходит тоже «вверх», навсегда.

Равновесную летнюю картинку первого действия (платформа прочно стоит на сцене, поезда ходят по расписанию, как времена года – «люди встречаются, люди влюбляются, женятся») сменяет осенняя («мне не везет в этом так, что просто беда», платформа чуть развернута и край оборван - никуда не ведет, а картинка перечеркнута косыми линиями, как от дождя), а потом и зимняя (косые линии стали плотнее - дождь со снегом, платформа еще сильнее повернута вокруг вертикальной оси, но не только – платформа еще и сильно наклонена, от равновесия не осталось и следа, произошла катастрофа).

В классическом четырехтактном цикле времен года, вечном воспроизводстве жизни, возникает сбой и жизнь обрывается.

Режиссер продемонстрировал точное понимание природы оперной условности.
Картинка, как и музыка, показывает состояние души, а не внешний мир, реальность (в лирической опере тем более, там герои не столько "действуют", сколько "чувствуют").
Почему умирающие оперные персонажи так громко и так долго поют? Такие сцены нельзя ставить буквально и Бычков подчеркивает условность, застрелившийся Вертер встает и ходит по сцене, то приляжет, облокотившись на фонарь железнодорожной стрелки, то пройдет по рельсе. Это душа отделяется от тела и бродит по путям с билетом в один конец в ожидании последней электрички.

=======
Иванова и Бычкова можно поздравить с успешным дебютом.
А театр - с очередной победой!
Tags: театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…