Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Москва - 1937

*
В киноверсии вахтанговского спектакля «Много шума из ничего» заметен (но только в качестве атавизма) режиссерский акцент, сделанный на финальной реплике пьесы:

Бенедикт:
Эй, музыку! Вы невеселы, принц; женитесь, право, советую вам, женитесь.

Входит вестник.

Вестник:
Ваше высочество! Дон Жуан пойман и приведен под стражей в Мессину.

Бенедикт:
Забудем о нем до завтра: я выдумаю для него славное наказание.
Начинайте!
Музыка и танцы.


В радиоверсии 1946 года эти реплики скомканы и заглушены музыкой, как неактуальные (чтобы не омрачали хэппи-энд). А в год премьеры они были очень актуальны. «Съезд победителей» еще был свеж в памяти, волна репрессий и поисков вредителей уже поднималась.
А здесь шекспировский злодей Дон Жуан ведет себя как типичный «вредитель» из советских газет и кино 30-х годов. Побудительный мотив – зависть к успехам победителей. Средство, которое он пускает в ход – клевета на честных людей. Что за «славное наказание» для врага народа мог выдумать Бенедикт? Расстрелять, как бешеную собаку?
Ложное обвинение, которому поверил герцог. Клевета, разоблаченная бдительной стражей. В условно-комическом ключе разыграно то, что было на слуху у всех.

" в образе ягненка дрался как лев"

Леонато:
Сколько людей потеряли вы в этом сражении?

Гонец:
Вообще очень мало, из офицеров ни одного.

Леонато:
Победа - двойная победа, когда все возвращаются домой. Здесь сказано,
что дон Педро осыпал наградами молодого флорентийца, по имени Клавдио.

Гонец:
Он вполне заслужил их. Он превзошел все, что
можно было ожидать от его лет; в образе ягненка дрался как лев; он до того
превзошел ожидания всех, что я не сумею и рассказать вам.



Клавдио – идеальный герой, полу-юноша полу-мужчина. Сочетание мужских и юношеских качеств в одном человеке невозможно, так думает Беатриче, когда рассуждает о бородатых и безбородых, но в жизни подобный идеал иногда встречается и тогда вызывает обожание тысяч поклонниц.

По-видимому, именно таким был первый исполнитель роли Клавдио актер вахтанговского театра Дмитрий Дорлиак. Он прославился сыграв Люсьена в «Человеческой комедии», а в «Много шума» играл только первый сезон 1936-1937 года. По окончании сезона Дорлиак с группой актеров поехал в Сибирь, там заболел тифом и умер (получается что судьба бальзаковского Люсьена - красавца, умершего совсем молодым, напророчила судьбу актера).

Вот как описывает дальнейшие события Юрий Елагин (скрипач оркестра вахтанговского театра эмигрировавший в США и выпустивший книгу воспоминаний о советском театре сталинской эпохи).
Разрешение на перевоз гроба с телом Дмитрия Дорлиака в Москву было получено в виде специального приказа наркома обороны маршала Ворошилова. Гроб поставили в театре на высокий помост, усыпанный цветами, прямо под большим портретом Вахтангова. И оркестр играл финал из шестой симфонии Чайковского. А когда оркестр умолк, то рядом, в соседнем фойе, зазвучала великолепная музыка - и звучала изо дня в день, не переставая, вплоть до того момента, когда гроб вынесли из зала на улицу.
Самые лучшие музыканты и певцы России подходили к роялю один за другим, играли и пели. И не было среди них ни одного, кто не пришел бы и не отдал свой последний долг - долг прекрасным своим искусством. Давид Ойстрах играл «Чакону» Баха, Эмиль Гилельс - Шопена и Листа, лучший струнный квартет Москвы - квартет имени Бетховена - сменял знаменитого тенора Лемешева, за квартетом Бетховена следовал Лев Оборин, после Оборина пела Барсова... и так бесконечно долго - целых два дня...
Ни одного своего самого выдающегося артиста не хоронила советская Москва так, как она хоронила Диму Дорлиака. Шли тысячи, десятки тысяч девушек, лучшие девушки Москвы. Шли артисты и музыканты, знаменитые балерины Большого театра, актеры кино, шли метрдотели из ресторанов, швейцары с бакенбардами, повара и официанты. Шли грузины из шашлычных, шли все цыгане и цыганки, какие только были в Москве и ее окрестностях.


может Елагин и преувеличивает, но картинка яркая и неожиданная для стандартных представлений о Москве 1937 года. Впрочем, с описаниями Фейхтвангера она сочетается хорошо.

Приложение. Действующие лица и исполнители.

Как тесен театральный мир. В вахтанговском спектакле играли два актера (Державин и Дорилак), сыновья которых потом вместе играли в Ленкоме при Эфросе и потом перешли на Бронную.

  1936 1946 1956
 дон Педро  Н.Бубнов  Н.Бубнов  Н.Бубнов
 дон Жуан М.Сидоркин А.Кашперов  А.Кацынский
 Клавдио Д.Дорлиак
А.Абрикосов
Ю.Любимов
 Л.Снежницкий Н.Малишевский
 Бенедикт Р.Симонов
А.Горюнов
 Р.Симонов Ю.Любимов
 Леонато М.Державин  М.Державин Н.Пажитнов
 Антонио А.Тутышкин  А.Тутышкин В.Покровский
 Геро ??? А.Казанская Ю.Борисова
 Беатриче Ц.Мансурова Ц.Мансурова Л.Целиковская
 Клюква Б.Шухмин  Б.Шухмин И.Липский
 Кисель В.Кольцов В.Кольцов Ю.Яковлев
 Борахио ????  А.Немеровский  В.Осенев

Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments