Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Эхо отдаленного шума

*
«МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО», И.Рапопорт, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 1936/1946/1956г. (8)

Сценические картины отличаются такой законченностью, какой мне нигде до сих пор не приходилось видеть; декорации, там где это уместно, например в опере или в некоторых исторических пьесах, поражают своим расточительным великолепием. Раньше увлекались экстравагантностью. Увлечение это утихло, вкусы стали умереннее, однако смелые, интересные эксперименты встречаются и поныне, как, например, пьеса "Много шума из ничего" в Вахтанговском театре. Каждая деталь была легко и грациозно подана, смелость спектакля граничила с дерзостью, а сочетание Шекспира с джазом оказалось прекрасным.

Лион Фейхтвангер. «Москва 1937»

Вахтанговский спектакль пользовался огромным успехом, много лет не сходил с афиши и в 1956 году его экранизировали.
Художественного значения фильм не имеет, только историко-архивное. Фильм-экспонат из собрания театральных древностей. Одна из немногих постановок 30-х годов прошлого века, доступных (хотя бы в какой-то степени) современным зрителям. Состав был уже далеко не премьерный, но очень интересный – в главных ролях Юрий Любимов и Людмила Целиковская, звезды вахтанговской труппы 50-х годов.

Рабочий без колхозницы

Сьемки спектакля были сделаны студией научно-популярного кино. Эмблема у студии очень забавная, вместо мосфильмовских рабочего с колхозницей на экране статуя мужика со звездой в руке. Рука вытянута вперед также как у мухинского рабочего. Но мужик какой-то невзрачный и стоит один.

Также невзрачно сделаны и съемки. Всё выглядит очень архаично, особенно костюмы (огромные ботфорты мешают актерам или их к тому времени просто разучились носить) и массовка (пресловутые юноши с алебардами).
От «расточительного великолепия» декораций Рындина на экране лишь бледная тень – балкончик слева, балкончик справа (или такая установка уже примелькалась и с тех пор стала общим местом, или со временем декорацию упростили, или в черно-белом кино она потеряла все свое великолепие).

Вот, кстати, вопрос - точно такие же два балкончика были у Боера в декорации к вахтанговскому спектаклю Виктюка «Я тебя больше не знаю, милый». Случайное совпадение или сознательный привет Рындину? В вахтанговском театре свою историю чтут, вот и в «Сирано» Мирзоева была фотография Рубена Симонова из постановки 1942 года (правда эту фотографию мало кто опознал).

На момент сьемок спектакль был далеко не первой свежести, одряхлел, шекспировский дух выветрился, энергия молодой вахтанговской труппы 30-х тоже выветрилась. На экране среднестатистическая испанщина-итальянщина, комедия плаща и шпаги. От премьерного состава остался только Бубнов в роли дона Педро. Первых исполнителей, Симонова и Мансурову, заменили Любимов и Целиковская, и заметно, что оба играют не свои роли, вписываются в готовый чужой рисунок.

Целиковская актриса более лирическая («блондинка», «голубица»), а для этой роли требуется брюнетка с характером. Однако она очень обаятельна и хороша собой – смотришь, и глаз отдыхает.

Любимов участвовал в спектакле с самого начала. Еще студентом в 1936 году сыграл Клавдио, а в 1952 Симонов передал ему роль Бенедикта.
Любимов вписался в чужой рисунок хуже, чем Целиковская, он притворяется простым парнем («петух среди павлинов», так играл Симонов), брюнет, южанин, черные усики, черный кудри, экспансивность, порывистость. Любимову, даже при наличии цыганской крови, не хватает темперамента чтобы сыграть простодушного забияку. Жизнерадостности маловато, временами проглядывает желчь (это уже актер добавил в рисунок Симонова от себя, в эти моменты заметен будущий Любимов-с-Таганки).
Бенедикт выглядит мелковато рядом с картинным (и картонным) Клавдио (Малишевским).

В постановке Рапопорта пара друзей Клавдио и Бенедикт – это классическая пара «герой и друг героя». В советском варианте друг героя – кавказец. Рубен Симонов работал на советский архетип (Ленин-Сталин, Гдлян-Иванов).

Из маленьких удовольствий – совсем молодой Юрий Яковлев в комедийной роли старика-маразматика, стражника по имени Кисель. Отличное владение вахтанговским комическим стилем, первый эскиз к роли Панталоне из "Принцессы Турандот". Ну и будущую Турандот Юлию Борисову здесь можно увидеть (в роли Геро).

"Мы парни бравые, бравые, бравые, но чтоб не сглазили подруги нас кудрявые… "

К счастью, существует и более ранняя запись спектакля, сделанная на радио в 1946 году, как раз посередине отрезка между премьерой и киносьемками. Радиозапись оказалась значительно более выразительной, чем фильм. Там участвовало большинство актеров премьерного состава, да и время тогда очень благоприятствовало вахтанговской постановке шекспировской комедии. Радость победы вдохнула новую жизнь в спектакль о военных, вернувшихся из похода, и это слышно в голосе Клавдио (Льва Снежницкого), когда он произносит монолог:

Когда готовились мы выступить в поход,
Я любовался ею, принц, но помнил,
Что я солдат, что ждет меня тревога
Суровых битв - не до любви мне было;
Теперь не то: одержана победа,
Мир заключен. Воинственные думы
Сменились сладкою мечтой любви,
И сердце шепчет мне: «Взгляни на Геро!»


Как точно вписался Шекспир в один из лейтмотивов искусства 40-х годов: «Одержим победу к тебе я приеду на горячем на лихом коне» в фильме военных лет «Александр Пархоменко». Или знаменитая песня из другого фильма той эпохи «Первым делом, первым делом — самолёты, Ну а девушки? А девушки - потом!», кстати и рассуждения принципиального холостяка Бенедикта-Симонова так похожи на слова летчиков из «Небесного тихохода».

В киноверсии 1956 года тема «возвращения из похода» ушла напрочь, монолог Клавдио в фильм вообще не включен.
Спектакли в 30-е времена ставили длинные, а чтобы уложится в формат кино его надо было урезать почти вдвое и сокращения очень характерны. Радио версия имеет ту же продолжительность час тридцать, но сцены отобраны другие. И сохранено больше музыки.

Продолжение:
про музыку Хренникова - http://lev-semerkin.livejournal.com/247440.html
про актера Дорлиака и 37-й год - http://lev-semerkin.livejournal.com/248931.html
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments