Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Женский пол – опять то же…

*
"СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО", А.Левинский, ТЕАТР им.ЕРМОЛОВОЙ, 2009г. (6)

Спектакль начинается сразу со второго (мужского) действия пьесы, в доме Кречинского. Семейство Муромских мало интересует режиссера, а вот компания жуликов (камердинер Федор, компаньон Расплюев и сам Михайло Васильевич) – очень даже. Но и без женщин не обходится, потеря первого действия компенсирована приобретением нового персонажа, который в пьесе только упоминается мельком.

У Кречинского открывается другая предыстория, не вчерашняя, не «муромская», а более глубокая, петербургская.

Начинает спектакль камердинер Федор (Андрей Калашников), он представляет героя публике:

«А когда в Петербурге-то жили - господи, боже мой! - что денег-то бывало! какая игра-то была!.. И ведь он целый век все такой-то был: деньги - ему солома, дрова какие-то. Еще в университете кутил порядком, а как вышел из университету, тут и пошло и пошло, как водоворот какой! Знакомство, графы, князья, дружество, попойки, картеж. И без него молодежь просто и дыхнуть не может. Теперь: женский пол - опять то же... Какое количество у него их перебывало, так этого и вообразить не можно! По вкусу он им пришелся, что ли, только просто отбою нет. Это письма, записки, цыдулии всякие, а там и лично. И такая идет каша: и просят-то, и любят-то, и ревнуют, и злобствуют.

Ведь была одна такая, - такая одна была: богатеющая, из себя, могу сказать, красоточка! Ведь на коленях перед ним по часу стоит, бывало, ей-ей, и богатая, руки целует, как раба какая. Власть имел, просто власть. Сердечная! Денег? Да я думаю, тело бы свое за него три раза прозакладывала! Ну нет, говорит, я бабьих денег не хочу; этих денег мне, говорит, не надо. Сожмет кулак - человек сильный - у меня, говорит, деньги будут; я, говорит, гулять хочу. И пойдет и пойдет! Наведет содом целый, кутит так, что страхи берут! До копейки все размечет... Ведь совсем истерзалась и потухла, ей-ей. Слышно, за границей померла...

Было, было, батюшки мои, все было, да быльем поросло...»


Из этого монолога и родился спектакль, из него в спектакль пришла вторая главная героиня – Женщина (Светлана Дикаанидас), та самая «богатейшая красоточка», которая за границей померла из-за любви к Кречинскому. Она одета в траур. Поскольку текста у нее нет, она изъясняется песнями – под гитару и электропианино. Ее песенная линия – контрапункт к сюжетной линии (так и в «Смерти Тарелкина» было). Она поет о любви и о тюрьме («Таганка» и решетки в декорациях Виктора Архипова, а также Расплюев-Сергей Власенко дают еще несколько ссылок на «Смерть»).
Проницательный зритель может сразу догадаться, что в финале именно женщина в черном будет произносить реплики полицейского чиновника.
И еще, она повторит как эхо слова Лидочки «Мишель, я хочу, чтоб вы меня ужасно любили... без меры, без ума, как я вас люблю».

Постановка схематична, не так эффектна, как «Смерть Тарелкина». Все роли только чуть намечены, кроме двух главных.
Светлана Дикаанидас (Женщина) - очень хорошо поет.
Дмитрий Павленко (Кречинский) - играет и жулика, и Дон Жуана, наденет очки – философ (в университете он не только кутил), встанет в позу - актер.

Портрет, который в третьем действии пьесы Кречинский велит обтереть и повесить на стену к приходу гостей, оказывается портретом Казановы, но настоящий его предок все-таки Дон Жуан.
В «Свадьбе Кречинского» проступает сюжетная схема оперы «Дон Жуан» - за Лепорелло Федор с Расплюевым, за прежнюю любовь, Эльвиру – женщина в черном, за новую любовь донну Анну – Лидочка, тогда дон Оттавио – Нелькин, а командор - Муромский.
Однако акценты сильно смещены. Функцию командора берет на себя «Эльвира», здесь именно она «мстит из-за гроба». А Лидочка-Анна любит не правдолюба Нелькина…

Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далёкий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна…

Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…

Кречинский (в сторону, стоя к публике). А ведь это хорошо! (Прикладывает руку ко лбу.) Опять женщина!
Tags: Левинский, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments