Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Кремнистый путь блестит…

*
"ДЯДЯ ВАНЯ", Р.Туминас, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2009г. (10)

Пьеса поставлена путем выкручивания всех ручек театральной выразительности на максимум. Режиссер работает на самых краях диапазона, у самых пределов – комического и трагического. В драме Чехова сделаны акценты открыто трагические, что отлично сочетается с самым крайним гротеском и преувеличением (с чем обычная драма сочетается плохо). Такой подход временам выглядит лобовым - написано «поцеловал», сыграем «трахнул». Назвали героиню «русалкой» - именно так буквально инфернально-бледной утопленницей-красавицей и представим. Результат удара в лоб (не сломать, а открыть) зависит от мастерства исполнителей.

Вахтанговским актерам «выкручивание ручек» (и в переносном и в самом прямом смысле) только на пользу пошло. Они приняли предложенные правила игры и контуры ролей, предложенные режиссером, заполнили даже с какой-то лихостью. Все - от Епишева в роли бессловесного слуги до Маковецкого в заглавной роли, от самых опытных (Коновалова – нянька, Максакова - маман) до новичков (Бердинских -Соня) и невахтанговца Вдовиченова (Астров) - управляются с непростыми задачами и держат форму.

В спектакле два живых человека - Астров и Войницкий, а вокруг существа странной природы – то ли механические куклы, то ли ходячие трупы, то ли призраки (первая – нянька, набеленная седая фурия).

При таком раскладе основная нагрузка ложится на три роли.
Корифей «хора мертвецов» – профессор Серебряков. Распорядитель бала. Тут и персонаж и актер (Владимир Симонов) дает актерский мастер-класс. Когда смотришь такую работу, кажется, что актер может ВСЁ. Роль очевидным образом развивает его предыдущую работу с Туминасом - Пандара («Троил и Крессида»)

А у Астрова и Войницкого должен быть максимальный контраст с окружением, и обоим актерам это удается за счет природной органики - мужской харизмы Вдовиченкова и обаяния Маковецкого.

И еще два персонажа присутствуют в спектакле незримо.
Астров и Войницкий пытаются спастись от бездушных призраков, обращаясь куда то вверх, к душам умерших – в одной и той же мизансцене Войницкий вспоминает о покойной сестре, Астров о стрелочнике, который умер у него под хлороформом.

=======

Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет в упор – пули отскакивают. Да человек ли он, этот герр профессор? Тут похоже и дядя Ваня начинает догадываться, что не человек. Все вокруг давно умерли, в живых остались только двое, он да Астров.

Серебряков не человек, но признается, что «жизнь любит», зловеще получается.

Астров тоже догадывается не сразу, только когда заваливает Елену на верстак, потом она остается лежать неподвижная, как надувная женщина, Астров даже приносит и дарит ее Войницкому.

Впрочем с Еленой не все так просто. Дубровская бесстрашно сверкает всеми инфернальным гранями, но в какие-то моменты в Елене проглядывает нечто человеческое. Может быть это актриса от себя добавляет, скучно играть одну только кукольную форму, даже такую ярко-гротескную. Для роли маман может и достаточно, а здесь образ развернутый, на одной русалочьей ноте не сыграешь.
Их последняя с Астровым встреча, уже перед самым отъездом, допускает и другую возможность – решающей схватки, была не была. Кажется, что вот-вот и они померяются силами всерьез - или он вытянет ее из под воды, или она утянет его под воду.

Были в уезде два живых человека. Мягкий, обаятельный, пластичный «плюшевый львенок» Войницкий и высокий, сильный брутальный «лев» Астров, работали не покладая рук, тянули воз, дружили, такие люди сходятся. Вокруг – ходячие трупы, куклы, но они как-то притерпелись, живое рядом с неживым находилось в некотором подобии равновесия (призрак няньки из детства). Вторжение монстров – профессора с женой нарушило баланс (эти гости похоже приехали «по их душу»). Эта парочка сразу всех кукол вокруг себя построила – блестяще поставлен первый выход, словно Воланд со свитой, маман в круглых темных очках это видимо Бегемот, русалка Елена - Гелла, шут Вафля – клетчатый Коровьев, и долговязый работник Ефим - Азазелло, и дурочка Соня с ними. Затем и слабый дядя Ваня поддался мало-помалу, в финале третьего действия он уже начинает встраиваться в общий ряд.

Как выглядит человек, увидевший небо в алмазах.

Наконец «дело» сделано, герр профессор («профессор черной магии» по-видимому) с профессоршей –компаньонкой уезжают. На какой-то миг кажется, что наступает облегчение и впереди забрезжил совершенно неожиданный для Чехова хэппи-энд, тихий вечер в кругу семьи (Туминас мастерски переключает регистр, меняет музыкальный фон и дает эмоциональную передышку перед окончательным падением в финале). Может быть все вернется на круги своя. Нет, поздно.

Астров уходит, один, увешанный чемоданами, здоровенный и нелепый как огородное пугало.

Дядя Ваня остается сидеть у верстака, совсем поникший, никак не реагирует на истерический монолог Сони.

Был человек, стал труп, но странным образом основное свойство Войницкого – пластичность – сохранилось.
Соня с легкостью придает его лицу веселое выражение, раскрывает глаза, растягивает рот буквально до ушей. Тут возникает визуальная эмблема спектакля, визуальный слоган, картинка для рекламных буклетов, иллюстрация к будущей книге о театре 21-го века. Образ самодостаточный, не нужно анализировать, расшифровывать, разве что пройти по ссылкам – мне вспомнилась «смешная пластинка» в финале «Цены» Артура Миллера.
Так с помощью Сони дядя Ваня «увидел небо в алмазах», а с помощью композитора Латенаса «услышал ангелов».
Потом дядя Ваня – клоун медленно уходит в темноту вслед за Астровым.

И только тогда на пустую сцену откуда-то сверху, много выше желтой луны-фонаря, весь спектакль провисевшего на одном месте, очевидно с неба в алмазах, проливается серебристый свет.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…