Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сеанс саморазоблачения.

*
«БЕССЛАВНЫЕ УБЛЮДКИ», К.Тарантино, США, 2009г. (5)

Фильм из тех, что обсуждать интереснее, чем смотреть.

Кино жанровое, все жанры хороши, кроме скучного, а тут я пол фильма зевал.

Слышал много претензий к Тарантино за легкомысленное отношение к серьезным вещам, стеб над трагедией, аморализм и т.п. А по-моему с этой стороны фильм безупречен, подобные упреки отскакивают от него, как вражеские пули от супермена из комиксов. Проблема совсем не в этом.

Рассказывать шутя-играя о самых серьезных и даже трагических событиях это одна из важных культурных традиций и как раз признак душевного здоровья. Параллельно к драмам-повестям-трагедиям-притчам делали, делают и будут делать комедии и приключения.
Если говорить о Второй мировой войне, примеров особенно много – начиная с кукрыниксов и карикатурных боевых киносборников, кино-оперетт о войне, где поют и воюют, до кинокомедий 60-х (французские «Большие прогулки» и наши «Жени, Женечки и Катюши» с обязательным переодеванием солдат в женское платье), боевиков, детективных сериалов «про штирлица в тылу врага». Казалось бы кому как не Тарантино вписаться в эту традицию, оседлать крутую волну, взлететь выше всех и поставить жирный восклицательный знак. Однако не вышло. Так бывает, казалось бы все козыри в руках и бац, фиаско, 22 - перебор (или наоборот, Исинбаева не берет стартовую высоту). Казалось бы, чрезмерность это фирменный признак его стиля, однако и чрезмерность бывает чрезмерной. Перестарался, получился карнавал в квадрате, карнавал на тему карнавала, пародия на пародию, в результате комизм выпал в осадок и перестал держать форму, фильм то и дело провисает.

Тема второй мировой войны уже давно и хорошо разработана, самый благодарный материал. Начать с того, что сами исторические персонажи были супер-колоритные, бесноватый фюрер, мартышка Геббельс, толстый Геринг, Черчилль с сигарой, усатый Сталин с трубкой («а что нам скажет товарищ Жюков»), да и немецкая военная форма, флаги-свастики так и просятся в кино. Традиция масочного изображения и вождей, героев и злодеев богатейшая. А что мы видим здесь - актерам нечего играть. Черчилля, Гитлера, Геббельса можно поменять местами, никто не заметит, пришлось даже рисовать стрелочки с подписями.

Даже самые беспроигрышные задумки, типа костяной ноги, не выстрелили.

Две хороших актерских работы все же есть, но это очень мало для многонаселенного фильма.

Очень колоритным вышел охотник за евреями, роль как раз на гребне традиции изображения обаятельных злодеев. Но такому обаяшке-Мюллеру обязательно нужен Штирлиц, а Штирлица в фильме нет, актер – никакой, скалится-лыбится и все.

Вторая удача тоже половинка пары – несчастный "Ромео", снайпер-герой-секс-символ и кинозвезда. Он так обаятельно звездит в белом мундире с орденами. Так трогательно одиноко стоит солдатик на пустой ночной улице перед кинотеатром и смотрит на девушку своей мечты, сейчас запоет «Лили Марлен». Но Джульетты нет. Шошанна (индейское имя для мстительницы) хороша только в отрывке из черно-белого кино, там она Валькирия, белокурая бестия (оцените иронию), а в жизни - баландинка.

Уж в чем в чем, а в «ублюдках» и в «тёлках» Квентин знал толк, какое затмение на него нашло?

Ну а самый оглушительный актерский провал фильма могут ощутить театралы. Те, кто видел, как Мартин Вуттке играет Гитлера. Казалось бы готовый обьект для фильма Тарантино, бери и вставляй. Как режиссер умудрился испортить такого актера?

Квентин Тарантино, как Александр Матросов.

Режиссер разумеется не так прост, чтобы ограничится жанровыми упражнениями и игрой в цитаты. Он выходит за пределы жанра. В фильме есть месседж и даже урок – сеанс саморазоблачения. И я уверен, что саморазоблачение было сделано сознательно, режиссер самоироничен, он подставил Америку, подставил Голливуд и сам подставился, сознательно «лег на амбразуру».

Подобные исторические фильмы это очень своеобразные зеркала, в них отражается не история, а настоящее (см. «Францию» Бозона). В зеркале отражаются не исторические герои, а режиссер и зрители, не то время, в которое происходит действие, а то время, в которое происходили сьемки, это не свидетельство о 40-х годах 20-века, это свидетельство о нулевых годах 21 века.
В зеркале отразился современный человек, современный зритель- потребитель, пожиратель Голливуда и поп-корна, а также современный режиссер-чего-изволите (и обязательно пожиратель фильмов из архива, без разбора классика-треш все едино).
И больше можно сказать современный человек привыкший к виртуальной жизни в поисках удовольствий и острых ощущений, вытеснивший все подлинное за горизонт. Такой автор и такой зритель вламывается в историю со своими представлениями, и видит там только то что уже знает – бейсбол и кинопремьеры с участием звезд и распиаренных политиков. Так американцы вваливаются в исламские страны со своими представлениями о демократии, выборах, партиях и борьбе за свободы и права человека. Так пишут дайджест по «Ромео и Джульетте» первым делом избавляясь от нелепого финала, заменяя на правильный хэппи-энд.

Тут можно и общЕЕ взглянуть, не придираться к американцам, не катить бочку на современность.
Это урок человеку, который встречается с «другим» (с хронологически другим, с другим временем, или географически другим, с другим местом). Вместо того, чтобы остановиться, помолчать, подумать, удивится, испугаться, он спешит вломиться туда со своими уже готовыми представлениями о добре, зле и «гуманизме». И легко приспосабливает иное, прогибает под себя, видит то, что хочет и так, как хочет. Назначает «хороших парней» и «плохих парней».
Но только в своём воображении, в своей игре, в своём «кино».
Когда убегаешь от реальности на велосипеде (бобины с кинопленкой крутятся как колеса), надо не останавливаясь крутить педали, остановишься – упадешь и мираж (приятно комический или приятно страшный) рассеется.

Что в пассиве, что в активе.

В пассиве – скука. Одного этого достаточно. Можно не перечислять нестреляющие гэги, повторы для тупых, длинноты, невкусные актерские работы.

В активе – сильный саморазоблачительный и самоироничный месседж с доведением до очевидного абсурда.
Хотели подменить вторую мировую войну холокостом – получите историю, как европейцы стали обижать евреев, а американским евреям пришлось вмешаться, взять бейсбольные биты и ножи для снятия скальпов, переплыть океан и дать сдачи.
Хотели утвердить монополию Голливуда на киноизображение реальности – получите ритуальное сожжение европейских киноархивов вместе с кинотеатром и деятелями европейского кино от идеолога Геббельса до кинозвезд, не догадавшихся вовремя сбежать в Голливуд.
Хотели тотального постмодернизЬма, игры в цитаты – получите игру в бисер бейсбольной битой, буду весь фильм тыкать вам в глаз лёнейрифеншталь.

Ну и много мелочей в активе:

Две хорошие актерские работы.

Мастерское использование музыки, начиная с бетховенской «Элизы», предваряющей появление на дороге машины эсесовцев, и до суперменского голоса Дэвида Боуи.

Ну и последняя, отдельная благодарность режиссеру - за отсутствие в фильме русских. Ведь хотел, даже Никиту Михалкова собирался приглашать на роль красного генерала, но видимо получил сигнал свыше.
СССР в той войне не участвовал, у него была своя война – не Вторая Мировая, а Великая Отечественная (у нас свои драмы, трагедии, приключения и комедии).
А там нас действительно «не стояло».
Tags: кино
Subscribe

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…