Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Польские песни из «Липсинка».

*
Наступают 70-летия важных исторических событий:
1) 23 августа – пакт Молотова-Риббентропа
2) 1 сентября – начало второй мировой войны
3) 17 сентября ввод советских войск в Западную Украину, Западную Белоруссию (и западную Литву).

По этому случаю ожидается большое возмущение ноосферы (и ноосферы в целом, и блогосферы в частности, как передового отряда ноосферы). Собственно уже началось.

Не помню, чтобы в прошлом году по случаю аналогичной годовщины мюнхенского соглашения 1938 года между Германией, Англией и Францией (и примкнувшей к разделу Чехословакии Польшей) было большое возмущение, участники событий теперь вошли в единую Европу и не хотят ворошить прошлое.
А события сентября 1939 европейцы (и зарубежные и наши) ворошить будут, поэтому нельзя отставать (не будешь ворошить сам, другие так разворошат, что всю грязь перекидают на твою сторону).

С событием №2 (01.09.1939) все ясно, черная страница истории. Споры идут вокруг первого и третьего. Я лично оба спорных события считаю положительными, 23 августа - удачный дипломатический маневр, а 17 сентября – восстановление линии Керзона (естественной границы между западной и восточной ветвями европейской цивилизации) и бескровный реванш за поражение в совестко-польской войне 1919-1920 года.
Как человек миролюбивый, считаю именно такие реванши предпочтительными. А естественность образовавшихся границ доказана временем, граница остается стабильной 65 лет, она пережила и ПНР и СССР и образование новых государств Украины, Белоруссии и Литвы.

Первой жертвой событий 1939 года было польское государство (Вторая Речь Посполитая), возникшее после первой мировой войны в результате распада трех империй – Германской, Австро-Венгерской и Российской. Речь Посполитая-2 тоже была своего рода империей, многонациональным супер-государством (на это указывает ссылка в названии на Речь Посполитую, которая простиралась от моря Балтийского до моря Черного). Новая империя установила (прочертила) свои границы большой кровью – целой серией войн (польско-украинская 1918-1919, силезские восстания против немцев 1919-1920, советско-польская война 1919-1920). Полякам удалось собрать много спорных земель, где жили также люди других национальностей - немцы, украинцы, белорусы, литовцы, евреи. Но удержать эти земли они не смогли, заявка на империю не была подтверждена. Не оказалось у поляков своего Сталина, который году эдак в 1929-м сказал бы – у нас есть десять лет, если не совершим рывка, нас сомнут. Польша рывка не совершила, Польшу смяли.

Впрочем, все вышесказанное - только предисловие к главному. Всё это - политическое измерение истории (линии на карте), а для меня важнее человеческое (линии жизни) и чтобы перейти к нему есть хороший повод, недавно благодаря спектаклю «Липсинк» познакомился с замечательным музыкальным произведением очень тесно привязанным к истории Второй Речи Посполитой – симфонией польского композитора Хенрика Горецки.

«SYMPHONY OF SORROWFUL SONGS», H.M.Gorecki, London Sinfonietta / David Zinman / Dawn Upshaw, 1976/1991г. (8)

«SYMPHONY OF SORROWFUL SONGS/Three Pieces in Old Style», H.M.Gorecki, Royal philharmonic orchestra, Юрий Симонов/Susan Gritton, 1976/1994г. (8)

Третья симфония Горецки (Симфония печальных песен, можно перевести также «скорбных», а по польски żałosnych «жалостных») написана в 1976 году, однако стала известна за пределами Польши (и за пределами узкого круга ценителей музыкального авангарда) только в 80-е. Популярность сочинения польского композитора нарастала синхронно с выходом Польши (и всей Восточной Европы) в эпицентр политического внимания (сначала «Солидарность», а потом крушение коммунизма).

Симфония в трех частях для оркестра и сопрано, все три части медленные, все три части с текстом.
Текст первой части взят из народной песни, привязан к событиям после первой мировой войны – восстанию поляков в Силезии.
Текст второй части – надпись сделанная на стене тюрьмы гестапо 18-летней девушкой, это дает привязку уже ко второй мировой войне, но не только, надпись является парафразом «Баллады о Ежи Бищяне» (14-летний мальчик, «львовский орленок» погибший в ноябре 1918 года во время польско-украинской войны).
В третьей части – польская молитва деве Марии XV века.

Первые исполнения симфонии в Европе вызвали негативную реакцию музыкальных критиков, композитора ругали за «простоту» (за измену делу авангарда). На самом то деле в авангарде был как раз Горецки, а не критики, с конца 60-х годов наметился поворот серьезных музыкантов в сторону широкой публики, в сторону доступности и упрощения (не только в академической музыке, но и в джазе у Майлза Дэвиса). Тем же путем шел и Горецкий, начинавший как сериалист, а потом «впавший в неслыханную простоту», что в конце концов и получило признание слушателей. Запись 1991 года (дирижер Дэвид Цинман, солистка Дон Апшоу) оказалась триумфальной, разошлась тиражом более миллиона копий.

Впрочем, некоторые критики тем более стали кривиться, в википедии приведено язвительное сравнение «феномена Гурецки» с «феноменом Доктора Живаго», книжного бестселлера 1958 года (купили многие, но мало кто дочитал роман до конца, так и симфонию мало кто дослушал - почти час очень медленной музыки со словами на непонятном языке).
В том, что касается романа Пастернака, могу согласиться, произведение переоценено, популярность его искусственна, там действительно замечательные стихи и очень много средней прозы «в нагрузку».
Музыка Горецки в театре произвела сильное впечатление (для меня она навсегда стала той самой музыкой из «Липсинка»), захотелось послушать произведение полностью.

Нашел в сети два варианта исполнения, без указания исполнителей, скачал оба, чтобы сравнить. Одна запись оказалась английской, той самой легендарной и супер-популярной 1991 года, а вторую тоже с английскими музыкантами сделал в 1994 году Юрий Симонов.
Оказалось, что произведение вполне достойно своей славы.
Обе записи хороши, каждая в своем роде. В первой лучше солистка, а во второй дирижер. В идеале слушатель может поступить как Агафья Тихоновна - голос Апшоу прибавить к палочке Симонова.

Исполнение Цинмана более ровное гладкое спокойное абстрактное, у Симонова вышло более сурово и более душевно, по-славянски, контрабасы с виолончелями играют хрипло, суровыми «человеческими» голосами, просто царапают душу. Жаль, что солистка Сьюзен Гриттон поет невнятно, а у Дон Апшоу голос звучит, хорошо слышен польский язык, каждое слово.

Несмотря на точную историческую привязку симфония поднимается на высокую степень обобщения. Во всех трех частях речь идет о матери и сыне/дочери, в первой – скорбь матери о погибшем сыне, во второй направление меняется, это послание от дочери к матери (и одновременно отсылка на мать погибшего орленка, которая тоже участвовала в боях), в третьей части уже евангельская высота. Композитор считал такое обобщение очень важным. «Это не про войну, это не Deis irae, это о матери и сыне, это просто печальные песни».

И надо казать, что Робер Лепаж использует музыку Горецки «правильно», в полном соответствии с замыслом композитора не привязывает к войнам или политическим событиям, а включает в сложный треугольник отношений мать-сын-мать.

Музыка симфонии минималистическая, построена на простых приемах и многократных повторах, но совершенно не выглядит механической (как это бывает, скажем, у Гласса). Можно назвать это другой ветвью минимализма (религиозной), а можно -просто человеческой музыкой без «измов».
=======

Забавно, что на одном из сайтов я увидел симфонию Горецки в списке антивоенных сочинений и рядом стояла ария Фигаро, провожающего Керубино на военную службу («Мальчик резвый, не пора ли мужчиною стать»).
Tags: Лепаж, Польша, музыка, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…