Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Китеж без Февронии.

.
«Россия», Д. Новиков, 1992 г. (10)

И еще одна веточка протянулась от юбилейного опроса (http://lev-semerkin.livejournal.com/238188.html), и снова с подачи falcao, - ссылка на стихотворение Дениса Новикова, как аргумент к вопросу № 4 :

«Предположим, Россия потеряла всё и должна определиться с кем она. Мир делят и делят жёстко три силы – Запад, Халифат и Китай. Компромиссные варианты невозможны. Ваш выбор?»

Опрос составленный arsenikum тем и хорош, что отвечать на вопросы надо лег-ко, а потом можно и углубится.

Стихотворение Новикова, что называется, программное. Написано в 1992 году, Россия только что вышла из СССР (в каком-то смысле «потеряла все и должна была определиться») и поэт сразу почувствовал это, задал тему на десятилетия вперед. О том же, о самоопределении и театр в те же годы задумался, Женовач обратился к Островскому («Пучина»), а Новиков - к Блоку. Название «Россия» и эпиграф прямо отсылает к блоковскому стихотворению 1908 года. Конец века срифмовался с началом (тогда тоже было время выбора).

То, что написал Новиков, оказалось очень похоже на главную русскую оперу, как раз тех лет, что и стихотворение Блока – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (премьера 1907 год) - и сеча у Новикова есть, и «срам» российской «кутерьмы», и небесная дорога рифмуется с небесным градом, вот только девы Февронии у Новикова нет.

«Державный эпатаж» отсылает к хрестоматийным блоковским «Скифам» (тоже державно-эпатажным и самоопределение там происходит на той же оси Запад-Восток). А еще «держава» из Высоцкого вспоминается.

Под бейсбольной кепкой.

Биография Новикова это тоже аргумент к вопросу N4, в момент когда «Россия потеряла все», обрушилась, поэт определялся с кем быть. И эмиграция на Запад и смерть (можно сказать «в Израиле», а можно сказать «на святой земле») - у него Биография с большой буквы (в том смысле, в каком Ахматова говорила, что Бродскому делают биографию), такая биография это уже доказательство значимости поэта, она едва ли не главное его произведение. У Новикова, как у Есенина и Высоцкого была своя «Айседора Влади», как у Маяковского - дочь не говорящая по-русски, и в последние годы жизни он, как и Рубцов, «выпал» из литературной жизни.
Место Новикова в первом ряду: Блок, Маяковский, Есенин, Рубцов, Бродский, Высоцкий.

И дополнительный аргумент возник из-за того, что стихотворение я прочитал по ссылке на статью в «Новой газете» (http://www.novayagazeta.ru/data/2005/09/38.html). Статья очень характерная, чего стоит один только перл про «московские кухни всей страны» (вся страна, сжатая до размеров московских кухонь, это не Россия Блока, Высоцкого и Новикова)

«Новая газета» возникла здесь не случайно, когда искал информацию о Новикове, вывалились ссылки еще и на радио «Свобода» и прочие «западные» источники. На западе, под бейсбольной кепкой оказалось проще укрыться.

В статьях написанных после смерти Новикова идет рефрен «мы проморгали большого поэта».
Но для меня совсем ничтожное значение имеет тот факт, что какие-то «они» (окололитературная тусовка) его проморгали. Сначала таскали по «Огонькам», «Свободам» и эмиграциям, издавали, включали в какие-то свои списки, потом перестали включать и забыли (или это он на них забИл). Поэт пишет «выше чернил и бумаги».

И потом, какое значение имеют бумажные издания-переиздания, тиражи и рецензии в журналах, когда есть рунет. Издатели и рецензенты люди подневольные, зависят от сегодняшнего формата, а в виртуальном мире, в ноосфере нет «сегодня» и нет «форматов», Новикова свободно "переиздают" в ЖЖ, сообщество denis_novikov организовали, читают, откликаются и комментируют, вот и я его здесь еще раз "переиздал", а значит еще кто-то прочтет.

=======
Однако, какие неслучайные совпадения в одном ЖЖ в одном месяце и «Старая песня о главном» Макаревича и «Франция» Бозона – сравните, почувствуйте разницу (один виляет и прячется за иронией, а два других не испугались пафоса, назвали свои произведения именем страны).

Приложение. Три стихотворения.

1.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первыя любви!

Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу

Пускай заманит и обманет-
Не пропадешь, не сгибнешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну, что ж? Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорогая долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!...


А.Блок, 1901.

2.

«И вязнут спицы расписные» А.Блок (*)

Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал...
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!


В.Высоцкий, 1975

3.

«плат узорный до бровей» А. Блок

Ты белые руки сложила крестом,
лицо до бровей под зеленым хрустом,
ни плата тебе, ни косынки –
бейсбольная кепка в посылке.
Износится кепка — пришлют паранджу,
за так, по-соседски. И что я скажу,
как сын, устыдившийся срама:
«Ну вот и приехали, мама».

Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
мы ровно полмира держали в зубах,
мы, выше чернил и бумаги,
писали свое на рейхстаге.

Свое — это грех, нищета, кабала.
Но чем ты была и зачем ты была,
яснее, часть мира шестая,
вот эти скрижали листая.

Последний рассудок первач помрачал.
Ругали, таскали тебя по врачам,
но ты выгрызала торпеду
и снова пила за Победу.
Дозволь же и мне опрокинуть до дна,
теперь не шестая, а просто одна.
А значит, без громкого тоста,
без иста, без веста, без оста.

Присядем на камень, пугая ворон.
Ворон за ворон не считая, урон
державным своим эпатажем
ужо нанесем — и завяжем.

Подумаем лучше о наших делах:
налево — Маммона, направо — Аллах.
Нас кличут почившими в бозе,
и девки хохочут в обозе.
Поедешь налево — умрешь от огня.
Поедешь направо — утопишь коня.
Туман расстилается прямо.
Поехали по небу, мама.


Д.Новиков, 1992.

(*) - эпиграфа из Блока у Высоцкого не было, это я от себя добавил, чтобы связать, было посвящение Шемякину, кстати эмигранту, то есть тоже укрывшемуся на западе.
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments