Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Ричардд.

*
"РИЧАРД ТРЕТИЙ", Ю.Бутусов, "САТИРИКОН", Москва, 2004г. (10)

На этот спектакль можно откликнуться одним словом:
Ричардд (с двумя д)
с отсылкой к предыдущей работе Бутусова в Сатириконе - "Макбетт" (с двумя т) по пьесе Ионеско.

Шекспир-Ионеско-Бутусов и Шекспир-Бутусов-Райкин.

Сходство двух частей дилогии Бутусова слишком очевидно, поэтому интереснее сосредоточиться на отличиях. В "Ричардде" по сравнению с "Макбеттом" два кардинальных изменения: отсутствует Ионеско и присутствует Райкин. Оба изменения сделали второй спектакль объемнее и крупнее первого.
Впрочем оба отличия тесно связаны. Второе (появление Райкина) вытекает из первого (обращение непосредственно к Шекспиру, без Ионеско). В пьесе "Макбетт" нет ролей для крупного актера (главный герой не выделяется из строя второстепенных персонажей, "что тот солдат, что этот" - мысль двадцатого века). У абсурдистов взгляд на жизнь, как на бесмысленный и хаотичный бег по кругу, дурную бесконечность. Вопрос "Хаос или Гармония" давно и окончательно решен в пользу хаоса. Для главных героев Шекспира этот вопрос остается, они задают его себе, зрителям, судьбе, природе вещей. С этим Гамлет, Отелло и Ричард выходят к рампе. "Если разлюблю - наступит Хаос!" говорит Отелло, "я - это Хаос" говорит Ричард. Чтобы выяснять отношения с Природой Вещей нужен главный актерский калибр. Темой "злых и жестоких детей" (эффектно поданной) спектакль не исчерпывается, это только бумажная обертка, фантик, а внутри классическая шекспировская трагедия, ничуть не сниженная, даже лучше сохранившаяся (может быть как раз благодаря обертке) и парадоксальным образом усиленная (режиссер смотрит с большой дистанции, словно наблюдает жизнь муравейника, а так легче прийти к обобщениям).

Злодейский злодей.

Казалось бы, Ричард Третий - неинтересная роль. Что там играть? Все однозначно, никакого объема, никакой загадки. Однако Райкину удалось показать множество разных граней. Фирменная шекспировская "рефлексия зла" (злодей пытается обьяснить свое злодейство, порассуждать, сформулировать самому себе), шутовство (шут-провокатор в черном колпаке, доводящий ситуацию до абсурда), детскость (главное в концепции Бутусова, но с опорой все-таки на текст, т.к. по Шекспиру - Ричард родом из детства), лицедейство (хрестоматийная для всех властолюбцев сцена "уговоров принять корону" и выход смиренного послушника к народу с кормом для птиц) и совершенно неожиданное превращение в финале, прямой вызов небесам, мужественность, голос хриплый, как у Высоцкого. Ричард умирает не шутом, а волком. И все это грани одного образа, чем не загадка? В финале первого действия он выходит к зрителям с вожделенной короной на голове, маленькая фигурка, гигантская тень на заднике и лицо - радостное и насмешливое - он вызывает восторг и ужас одновременно. Второе действие начинается с долгой и безмолвной "игры с троном и короной" и тут Константин Аркадьевич уже дотягивается до теней Великих - чаплинского диктатора.

То, чего не может быть.

Слишком умные рассуждения этому спектаклю не очень идут. Главное - это все-таки театральная игра. Художник с азартом играет в плоский бумажный нарисованный мир, актеры с удовольствием забираются на гигантский "стульчик" и прячутся "под столиком", режиссер изобрел стиль (правила игры) и лихо балансирует между трагедией и фарсом, при этом выдавая фейерверк театральных приемов - от каждой из пяти сцен убийства испытываешь зрительское наслаждение (в этом есть театральный парадокс, так не может быть, но на спектаклях Серебренникова и Бутусова бывает).
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments