Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сладко-сладко, … а внутри кисло

*
«Старая песня о главном» (П.Подгородецкий / А.Макаревич), «МАШИНА ВРЕМЕНИ», 199? г. (3)

Вчера возник очень интересный разговор с falcao по поводу одного из вопросов юбилейного опроса (http://lev-semerkin.livejournal.com/238188.html), а именно вопроса № 5 «БГ или Макар?»
Разговор помог прояснить позиции, за что я чрезвычайно благодарен собеседнику, а особая благодарность за ссылку на клип «Старой песни о главном» ( http://www.youtube.com/watch?v=dbSaWs-fQPs )
Так я и узнал эту замечательную (показательную во многих отношениях) песню «Машины времени», которую раньше никогда не слышал.
Вот прямая ссылка на ветку разговора: http://lev-semerkin.livejournal.com/238188.html?thread=1856876#t1884780

Мой собеседник вынес свои соображения в отдельный пост http://falcao.livejournal.com/177881.html, поэтому и я решил тоже собрать свои реплики, подредактировать и сделать отклик на песню.

В клипе песню исполняет не «Машина времени», а Подгородецкий с ансамблем, а это добавляет существенный момент - обратите внимание, как молодые музыканты, аккомпанирующие солисту, не вовлечены, они и не стараются скрывать, как по фигу им всё это «старое», «главное», «советское-антисоветское».

Самому Подгородецкому, а также автору текста Макаревичу, а также и мне - далеко не по фигу. Подгородецкий (с экрана) и Макаревич (в тексте) то и дело подмигивают публике, а я отказываюсь эти подмигивания принимать.

"Старая песня о главном" – находится на магистральном направлении движении «Машины» (этим и показательна).
Это "якобы ретро", но с кукишем в заднем кармане, таблетка в оболочке (милая пост-модерн оболочка из дунаевщины, а внутри - "месседж"), чем собственно мне и не нравятся Макаревич и Ко, как авторы и как "гуру" (говоря по-советски, инструкторы отдела агитации и пропаганды).

Песня бесспорно пародийная – и по отношению к «советскому» и по отношению к «моде на советское», казалось бы тотальная пародия, шутка, разве можно относится к ней всерьез и копать вглубь. Однако здесь не 100% пародии, а только 99%. Оставшийся процент, ложечка дегтя, превращает милую-сладкую-медовую песенку в пропаганду. И обнуляет все ее безусловные достоинства. Я готов слушать и шутливые песни и серьезные, и официозные и диссидентские, и красные и белые, но вот когда впаривают обманом – не люблю.

Пародийный мед собран из самых подлинных ценностей прошлого, сделано мастерски. И текст, и главное музыка состоит из многочисленных отсылок к главному советскому - песням «Моя любовь», «Были два друга», «Друзья однополчане». к фильму «Цирк», все это искусно объединено, дополнено оборотной стороной медали и вовлечено в шутливый карнавал.

Однако "отдел агитации и пропаганды" вышучивает только чужие ценности.
А вот месседж здесь нисколько не пародируется, а утверждается. Это уже свои ценности, ценности для своих, которые Макаревич и Ко никогда не осмеивают.

У «Машины Времени» всегда было и есть подмигивание своим (пришло в голову сравнение с знаменитым эпизодом из фильма "Подвиг разведчика", когда Кадочников среди немцев и в немецкой форме поднимает тост и "подмигивает", инотанационно выделяет слово - "за НАШУ победу!")
Месседж этой песни именно таков (таков же и сквозной у Макаревича образ "дураков", противостоящих "нам, которых мало» - отличная иллюстрация в тему знаменитой концепции "малого народа").

Можно шутить на советскими символами, над трудовыми успехами, солдатскими подвигами, можно шутить и над зэками и над артиллерией, бьющей по своим, не подлежит сомнению только тезис «СССР - империя зла» (парадная оболочка из лжи, а под ней зло).

Эта песня - реакция на "ренессанс совка", ренессанс конечно был постмодернистский, в духе Парфенова (который, как говорят его и придумал), но отдел агитации и пропаганды сразу насторожился и принял меры, возвысил голос протеста и напомнил публике о "репрессиях" - вы ребята не увлекайтесь эстетизацией советского.
Начнете со "старых песен о главном", а публика примет всерьез и на самом деле до «главного» дойдет, разберется, где советская оболочка, а где подлинные ценности. О чем falcao очень проницательно написал :

«до каких-то ценностей, оставшихся в прошлом, современные люди как-то пытаются "дотянуться" (не всегда при этом удачно), но уж во всяком случае не пытаются их как-то "принизить" или "опошлить". А то, что подвергается "очернению" или "оплёвыванию" -- оно к ценностям как раз не относится. Это скорее какая-то "обёртка", в которую эти ценности в своё время были завёрнуты. Многие совершают большую ошибку, продолжая в наше время чуть ли не "молиться" именно на "обёрточный материал".

Вот тут я с falcao согласен, но безотносительно песни Макаревича и Подгородецкого, она то написана не современными людьми, которые пытаются таким образом восстановить связь времен, а контр-элитой старых времен, которая ревниво к этому относится, продолжает свою войну с советским, и пытается помешать восстановлению связи. Использовать советский оберточный материал, а конфетку подменить.

Как "исправить" песню :)

Вспомнил забавный эпизод из фильма "Амадеус"
Моцарт краем уха слышит, как Сальери играет гостям какой-то свой новый тягомотно-пафосный опус, подходит к роялю и говорит - какая замечательная у вас тема! но ее надо сыграть чуть иначе, переставляет пару нот, берет другой темп и выходит бессмертный моцартовский шлягер "Мальчик резвый"

также и у этой песни можно удалить пропагандистское жало.
достаточно всего лишь переставить ОДНО слово и тем самым обесценить пафос Макаревича, включить и его в общую пародийную канву

там в конце припева идет:
"в добрых еврейских руках" и "в крепких советских руках"
а в последний раз после многозначительной паузы:
"в ДЛИННЫХ советских руках"

так вот, надо спеть
"в длинных еврейских руках"
(можно два варианта спеть подряд)
возникнет самоирония и песня будет спасена.

Приложение. Мой вариант текста (тотально совпадает с оригиналом, лишь два слова переставлены местами).

Если все не так и на сердце мрак,
Если душу гложет печаль,
Поезжай, дружок, к Ленинским горам
И вглядись в бескрайнюю даль.

Пусть перед тобой ляжет город твой,
Город голубых площадей
И боевой и трудовой
Славы советских людей.

Тихо, тихо плещет Москва-река,
Спит портниха, спит руководство ЦК (на дачах),
Пусть на башнях звезды горят в облаках.
Сладко ты спишь, черный малыш,
В добрых еврейских руках,
Сладко ты спишь, черный малыш,
В крепких советских руках.

Здесь одни друзья, здесь грустить нельзя.
Сколько с ними песен ни пой,
Если уж один скажет тебе "Да",
Значит, скажет "Да" другой (и третий).

Лишь отдай приказ, встанут в тот же час,
Отгремев, закончат бои,
В зной и в пургу бьют по врагу,
А иногда по своим.

Сладко-сладко плещет Москва-река.
Спят солдаты, спят по баракам зека (на нарах),
Выше крыши дремлет пилот в облаках.
Тихо ты спишь, черный малыш,
В длинных советских руках.
Сладко ты спишь, черный малыш,
В длинных еврейских руках.
Tags: музыка
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments