Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Не-моды.

*
«МОДЫ», С.Бозон, Франция, 2002г. (7)

Аллегорический фильм о молодежи.

Среднеметражный дебют Бозона сделан в точности тем же приемом, что и его полнометражный дебют «Франция» . Лобовое столкновение двух состояний, двух времен. С одной стороны - современность/реальность, а с другой - легендарное идеализированное прошлое. Полярный контраст между видимым и подразумеваемым, существующим и должным. Поскольку речь идет о молодежи, за идеальный образец взято время «модов», середина 60-х годов.

Настоящее прозаично, пусто и бессмысленно, даже для молодых, что особенно заметно на фоне легендарных, витальных, молодежных 60-х (да и сам режиссерский почерк контрастирует с взрывными режиссерами 60-х, с Годаром прежде всего). Природа молодости такова, что молодой человек испытывает счастье и творческий порыв от одной только включенности. Что собственно и звучит в музыке 60-х, наивной, солнечной, даже если поется о сумерках. В том же качестве музыка 60-х (песни похожие на "Fool on the hills" Битлз) была использована и в следующем фильме, где она возникала также неожиданно и немотивированно, как и в «Модах» (и как это делалось в советских музыкально-военных фильмах 40-х годов).

Молодежной музыке (биту), молодежному времени (60-м) соответствует и место самое «молодежное» – студенческий кампус. Но эпицентр бунта 60-х теперь выглядит тихим, пустым, обыденным и скучным. Студентка уткнулась в книгу (а могла бы обратить внимание на посетителя, да еще в военной форме), четыре студента в одинаковых курточках подпирают стены (а могли бы устроить бит-квартет), преподаватель в одиночестве гуляет по террасе, комендант общежития считает деньги, а жена учит его правильно расставлять столовые приборы (в этом эпизоде фильм вплотную приближается «Правилам поведения в современном обществе» Лагарса, о которых я и на «Франции» вспоминал, и вообще, Бозон плотно вписан во французскую традицию восприятия и воспроизведения обыденности, тут можно вспомнить и великих – Брессона и Ромера). Жизнь в кампусе регламентирована, несвободна, что особенно заметно новичкам – двум братьям солдатам. Смысловое противостояние студентов и солдат, антагонизм мира и войны - тоже из 60-х (можно вспомнить «Волосы» или недавний фильм «Через вселенную») однако здесь оно полностью выдохлось. Студенты не бунтуют, солдаты не воюют, остаются только вялые упреки солдатам в недалекости, преподавательница обзывает их "селом".

Во «Франции» дезертировали солдаты, а здесь «дезертировали» студенты. Они испорчены, поражены странной болезнью, которая и является завязкой сюжета. Самый молодой из молодых, в прошлом лучший студент и всеобщий любимец вдруг замолчал, лег на кровать и отказался принимать пищу. К нему вызывают двух братьев, тех самых солдат (они близнецы, хотя внешне совершенно непохожи, внешний контраст по правилам Бозона должен подчеркивать внутренее тождество). Солдаты ведут что-то вроде расследования (детективная интрига в фильме есть, но еле теплится), а тем временем напуганная администрация объявляет карантин (саркастичный намек на полицейскую осаду университетов в мае 68-го, тогда переживали из-за гиперактивности, а теперь из-за гиперпассивности).

Все заканчивается хэппи-эндом, причина хандры обнаружена, она проста, как в песне - солдаты находят ту девушку, которая прислала их брату письмо со словом "No". Она появляется, отказывает еще раз, теперь уже в реале и … болезнь проходит, весьма ироничный поворот, ведь “No” девушки это вывернутое наизнанку “She loves you, yeah, yeah, yeah !”.

Фильм студенческий экспериментальный малобюждетный, молодые актеры не свободны перед камерой, неорганичны, они не играют, а выполняют команды режиссера (или хореографа, когда танцуют). В фильме «Франция» такое существование перед камерой было замаскировано ирреальной мутной картинкой, здесь же картинка предельно ясна.
Однако недостаток вовлеченности исполнителей парадоксальным образом идет фильму на пользу, так как точно укладывается в концепцию несвободного настоящего (в противоположность свободному прошлому, которое подразумевается и звучит в музыке).
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments