Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Сотворение мира

*
«ЛИПСИНК», Р.Лепаж, EX MACHINA, Канада, 2007г. (10)

Здание возводится в девять этапов (роман в девяти частях), три этажа (три слоя текста) одновременно.

Паззл-бисер-храм.

Первый этаж – «театр для глаз». Выкладывается пёстрая сюжетная мозаика, переплетающиеся линии судьбы множества персонажей. По пути к финалу все линии многократно пересекутся самым причудливым образом. Внимательный зритель может оценить игру – джазовая певица становится второй женой Томаса, отчима Джереми, и она же становится голосом его матери, озвучивает эту роль в фильме, который Джереми снял, а девушка, которая сыграла роль матери Джереми, становится его женой и матерью его ребенка.

Горизонтальному лабиринту расходящихся и вновь сходящихся тропок соответствует театральная игра в обнажение приемов. На глазах зрителя творится театр - трансформируются декорации, переодеваются актеры. Театр и не собирается притворяться реальностью. Театр постоянно меняет правила игры. Послевавилонское смешение языков, форм и стилей. Можно перечислять через запятую – опера, рок, джаз, рэп; мелодрама, комедия, детектив; немецкий, английский, французский, испанский; документальный фильм, игровой фильм, порно-фильм.

Второй этаж - «театр для мозгов». Игра в бисер. «Липсинк» это мой восьмой Лепаж, я уже изучил основной прием режиссера. Выкладывая по горизонтали мозаику первого этажа, он включает каждый камешек в систему. Сюжетные узлы, образы, цитаты не перемешиваются, не перечисляются через запятую, а участвуют в более сложной изощренной иерархической игре.
Стены второго этажа зеркальные, всё многократно отражается во всем, все повторяется снова и снова. Точка сьемки отражается зеркально (внутри самолета и снаружи, а потом то же самое происходит с книжным магазином, а там перемещение точки сьемки сопровождается еще и переходом от субьективного взгляда к обьективному). Второй этаж составлен из эпизодов, как мозг из нейронов, все связано со всем. Здесь царство разума. Многомерное смысловое поле, где всему есть своё место в иерархии.
«Из сора», из мельчайших фрагментов-бисеринок выстраиваются длинные ассоциативные цепочки, здесь действие движется уже не по сюжетным линиям, а по темам (здесь уже не приключения людей, а приключения идей).

Одна из основных тем - звук-голос-речь, потеря и обретение речи, изменение и подмена голоса. Голос идеальный – голос оперной певицы - начинает и заканчивает спектакль. Герои поют, говорят по телефону, читают новости на радио (радиостудия буквально влезает на кухню), читают стихи и рэп.
А зеркала бывают и акустические – эхо.

Вторая тема – искусственность искусства. Обнажение приемов, веселящее публику на первом этаже, не облегчает, не разрушает театр, а утверждает, демонстрирует волшебную силу искусства. Лепаж многократно демонстрирует «как это работает», как записывают музыку методом наложений, как делают спектакль меняя парики и одежду, как снимают кино «восьмеркой». Самый изящный пример – сотворение фортепиано из дощечек, хаотично расставленных по сцене.

Две темы пересекаются в одной точке. в центре второго этажа, где и находится тот самый «липсинк», ключевой образ, первотолчок, давший название спектаклю. Липсинк означает озвучание - самый наглядный пример искусственности искусства. Применяемое в кино озвучание уже отснятого изображения – обман, однако зритель не замечает обмана (даже когда Луи де Фюнес говорит голосом Кенигсона, а Банионис голосом Демьяненко).

Акт творчества нагляден, искусство творит мир из хаоса, но остается загадка, что же связывает, синхронизирует, удерживает вместе разнородные элементы.

Третий этаж – «театр для души». В поисках связующей нити Лепаж обращается к религии (“religio” буквально означает «связь», «воссоединение») и над запутанным сюжетным лабиринтом первого этажа, над сложной интеллектуальной конструкцией второго этажа возникает классическая простота третьего. Самые простые и сильные чувства - милосердие, сострадание. Рациональность второго этажа, ведущая в «бесплодье умственного тупика» преодолевается.
Во всех «красных углах» третьего этажа здания расставлены христианские символы – живописные или скульптурные (фреска из Сикстинской капеллы, статуи Христа и Мадонны и Пьета в финале). Поэтому третий этаж здания «Липсинк» можно сравнить с куполом храма.

Лепаж един в трех лицах - постмодернист играет в паззл, модернист играет в бисер, а режиссер классического спектакля-романа обращается к вечным библейским темам и образам. Театр Лепажа это театр-паззл, театр-бисер и театр-храм.

Липсинк – воссоединение. Звук чудесным образом воссоединяется с изображением, прошлое с настоящим, искусство с жизнью.

=======

Продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/239166.html
и еще про музыку из "Липсинка" - http://lev-semerkin.livejournal.com/241472.html
Tags: Лепаж, ЧехФест, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments