Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Фотопортрет

*
«ДОРИАН ГРЕЙ», М.Боурн, НЬЮ ЭДВЕНЧЕРС, Англия, 2008г. (7)

В этот раз хореография Боурна разочаровала.
Ни энергии, как в «Кар Мен», ни юмора, как в «Лебедином озере», никаких танцевальных изюминок.

Танцевальный спектакль не получился, но получился пластический, зрелищный, почти бессловесный. Только одно слово-трансформер immor+al, и оно не произнесено, а написано на «портрете» и стареет вместе с ним, теряет первые буквы.
Точнее говоря, в версии Боурна стареет не лицо на портрете, а холст (бумага) и надпись (бессмертный/аморальный, превращается в смертного/морального).
Игра слов очень эффектная и это не единственный эффектный прием режиссера.

Совершенно неэффектной была только первая танцевальная сцена групповой фотосессии.
А вот со следующей фотосессии, персональной дорианогреевской, я включился. Как только замелькали фотографии на экране и косяком пошли ассоциации с «Фотоувеличением».
А в конце фотоаппарат-«сексуальное орудие» стал орудием убийства фотографа. Ироничное превращение.
Танцевальная фантазия у Боурна выдохлась, но фирменная ирония осталась при нем. Он затеял очень остроумную игру с романом Уайльда и в чем-то сумел продолжить великого предшественника.
«Мэтью Боурн это Оскар Уайльд сегодня».
Во-первых, Боурн договорил то, что Уайльд подразумевал, но не мог высказать открыто. Перверсия, которую режиссер совершил с персонажами романа, заменив мужчин женщинами и наоборот, это вполне в духе автора.
А во-вторых, Англия сто лет двигалась «по направлению к Уайльду» и к настоящему моменту (а действие спектакля происходит «в наши дни») многое из того, что Уайльд только предчувствовал, воплотилось самым очевидным образом.

Эта очевидность в свою очередь и привела к некоторой банальности постановки. В романе есть обаяние тайны, нового, запретного. Красота там понималась как загадка («что есть красота и почему ее так обожают люди?»). В романе красота сталкивалась с моралью, в спектакле место красоты заняла фотогеничность. А место морали теперь не занято ни чем. Здесь пустое место и даже фантомных болей не осталось. Нет греха, нет моральных запретов и, следовательно, нет конфликта, нет вопросов, тайн, нет также и парадоксов. Всё на поверхности.
Легко поднимаясь по лестнице успеха, герой не совершает никаких грехов, ничем не жертвует. Если оставаться в пределах первоисточника, то непонятно откуда придет наказание.
И тогда режиссер выходит за пределы Уайльда и привлекает Достоевского – тему двойника (очень эффектный ход, умножение персонажа это и по-боурновски, вспомним "Пьесу без слов", и остроумно увязано с фотографическим тиражированием). Новый Дориан Г. (Голядкин-младший) начинает замещать прежнего, который отнюдь не постарел, а просто примелькался. Он теперь интересен (и попадет в обьектив) только в качестве трупа.

Театральная адаптация Боурна относится к роману Уайльда примерно также, как фотопортрет относится к живописному портрету.
Тоже искусство. (Фотография не живопись, но тоже искусство).
Фотопортрет сделанный Боурном эффектен, но за живое не задевает.
Трагическая судьба несчастного официанта ? Не трогает ничуть.
История любви? Если Амура заглянцевать, получится гл-амур. Перелистал и забыл.

Вопрос – не таков ли был замысел режиссера? Он честно перенес действие романа в наши дни и показал зрителям - почувствуйте разницу.
Tags: Боурн, ЧехФест, контемпорари, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…