Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Янки при дворе Зарастро.

*
«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА», Дж.Теймор, МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА, США, 2004г. (7)

Папагено – типичный американский парень. Бейсболку с козырьком-клювом носит задом наперед. Костюм с защитными щитками типа бейсбольного. Коробку с волшебными колокольчиками таскает на плече, как переносной музыкальный центр. Поёт плоховато, зато говорит громко - работает на публику, и лихо прыгает и бегает по сцене, как по корту. Похож на теннисиста Энди Роддика. Здоровенный и здравомыслящий. Образ внятный, яркий, узнаваемый. Свой парень, представитель зрительного зала на сцене. Вместе с ним зрители совершают путешествие в волшебную страну. Оказывается за пределами Америки есть и другие страны (в постановке Джулии Теймор эта шутка из либретто Шиканедера звучит как никогда точно).
Волшебная страна находится по направлению на восток от Америки и по направлению в прошлое от современности. Там волшебная музыка Моцарта и фантастически красивый условно «восточный» визуальный ряд.
Спектакль поставлен художницей – всё через костюмы, грим, декорации и огромное количество кукол.
Тамино – молодой самурай. Памина – восточная принцесса. У Царицы Ночи и Зарастро – яркий и условный масочный грим. Мотивы их поступков загадочны, непонятны для Папагено и для зрителей (из обитателей волшебной страны понятен лишь похотливый жук Моностатос). Куклы сделаны на китайский манер – огромные легкие воздушные («бумажные драконы»). Работа Джулии Теймор мгновенно опознается, это она делала костюмы, маски и кукол в постановке Андрея Щербана «Король олень» (одно из самых ярких впечатлений чеховского фестиваля 1998 года), крылышки Моностатоса перенесены из «Короля оленя» один в один. Да и декорации легко опознаются - прозрачный пластик Георгия Цыпина.
Парад визуальных образов и здесь сделан с поистине восточной избыточностью, сказочной условностью Гоцци и здоровым американским юмором (белые медведи, райские птицы, великаны, трио седобородых мальчиков «ZZ Top»).
Восток это не только Азия, старая Европа это тоже восток (если смотреть из Америки). Свита Моностатоса пляшет гопак, а визуальный образ идеального братства Зарастро взят из футуристического искусства начала XX века (образ будущего Теймор нашла в прошлом). Из-за этого приключения героя принца и простака птицелова напоминают полет на Марс в фильме «Аэлита». Зарастро (Рене Папе) похож на Юлию Солнцеву (а может на Алису Коонен Саломею) в костюмах Александры Экстер.

=======

Десятая «Волшебная флейта» в моей ЖЖ-коллекции, юбилейная, подарочная. В рейтинг флейт и распределение виртуальных призов она внесет некоторые изменения. Папагено – Натан Гунн безусловно достоин получить один из «золотых колокольчиков», для Джулии Теймор надо учредить приз «Серебряная иголка с золотой ниткой» – лучшему художнику по костюмам, ей же совместно с Майклом Курри надо отдать приз за лучших кукол.

Кстати, по информации из базы данных Метрополитен (http://archives.metoperafamily.org/archives/frame.htm) в этом спектакле в роли Памины принимала участие Любовь Петрова (Царица Ночи из «Волшебной флейты» Кеннета Брана), но в видеоверсии снималась более подходящая по фактуре Юнг Хуанг.
Tags: Волшебная флейта, опера, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments