Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Брехтиана.

*
«СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ», П.Бауш, ТЕАТР ТАНЦА ВУППЕРТАЛЬ, Германия, 1976/2008г. (9)

Двухчастная вокально-танцевальная композиция по произведениям Брехта/Вайля о судьбе женщины в антиженском (современном/мужском/греховном/фальшивом) мире. Можно было бы сказать «о человеке в бесчеловечном мире», если бы не явный и даже агрессивный жено-центризм Пины Бауш 70-х.

Одно из произведений Брехта/Вайля – балет с пением «Семь смертных грехов мещанина» - поставлено полностью и составляет первое отделение вечера. Второе отделение называется «Не бойтесь» – композиция Пины Бауш по отрывкам из других произведений (самых известных - Песня Дженни из «Техгрошовой оперы», Алабама-сонг из оперы «Махагони»).

Стержень спектакля – центральная женская роль. По брехтовской традиции она раздвоена. Один персонаж вовлечен - действует, чувствует, страдает. Другой смотрит со стороны – рефлексирует, комментирует, язвит. Один танцует, другой говорит (поет). Подобное раздвоение уже было опробовано Пиной Бауш при постановке оперы-балета «Орфей и Эвридика», там был танцующий Орфей и поющий Орфей. Здесь в «Семи смертных грехах» - две сестры, две Анны: Анна-1 (поющая) и Анна-2 (танцующая). В «Не бойтесь» центральная героиня (продолжение Анны-2) играет без слов сквозной сюжет – классический сюжет «соблазненной и покинутой», а несколько певиц (продолжение Анны-1), исполняют зонги и комментируют происходящее.

Мужчины в постановке играют особую роль. Роль проста и сводится к одному – пользоваться женщиной.
Семья Анны из первой части представлена сплошь мужиками, которые требуют, чтобы она больше работала и присылала больше денег.
А во второй части мужчина только один – плешивый обольститель, мурлыкающий сладким голосом «не бойся!» (в названии второй части - брехтовская издёвка). Все остальные на сцене – женщины, но женщины ненастоящие, испорченные, искусственные, или фальшивые.

Сюжет первой части – история возвышения, жизненного успеха (Анна уезжает из родного дома на заработки, путешествует по семи городам и по семи грехам, возвышение по законам диалектики сопровождается последовательным грехопадением героини). Сюжет завершается в той же точке, где начинался - дома (дом обустраивается, сцена постепенно заполняется мебелью), героиня продает себя и обустраивает гнездышко для своей семьи. Вместо молодой счастливой солнечной улыбки – жесткое неженственное лицо. Солнечный круг, нарисованный мелом на сцене, по мере действия затирается ногами танцующих.

Сюжет второй части зеркален – история падения. Героиня присоединяется к женской массовке, а соблазнитель тем временем вытаскивает из-за кулис новую молодую жертву.
Кроме основного сюжета здесь есть и несколько микросюжетов (внутри каждого из зонгов). Наиболее эффектно язвительно и остроумно сделаны сцена с мужскими туфлями и сцена соблазнения (с подушкой и меховыми манто). А наиболее пронзительным получился микросюжет про старость, одиночество, смерть. Пожилая женщина окружена куклами, ее последние предсмертные видения - танец кукол и трансвеститов. Последняя женщина умирает. Натуральная женственность окончательно замещается фальшивой, искусственной. Парад использованных женщин, женщин-монстров завершает спектакль.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment