Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Два в одном.

.
«ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА», П.Бауш, ТЕАТР ТАНЦА ВУППЕРТАЛЬ/ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА, 1975/2008г. (8)

Идея грандиозна – одновременно, на одной сцене поставить и оперу К.В.Глюка и балет на музыку оперы. Так чтобы и оперный и балетный спектакль были вполне полноценными, законченными произведениями (не концертное исполнение оперы рядом с балетом и не оперная постановка на фоне подтанцовок). Зрители увидят сразу и оперу и балет, но целое в этом случае может оказаться намного бОльшим, чем простая сумма частей, из сочетания двух спектаклей может родиться не только взаимодействие (взаимопомощь или контрапункт, движение поможет оперным певцам лучше спеть, а пение усилит выразительность пластики), но и нечто третье, новое театральное качество, синтетическое зрелище.

Идея не была реализована полностью, но и такая попытка дорогого стоит.

Неполнота спектакля нагляднее всего проявилась в том, что на сцене отсутствует хор. Мы видим только трех певиц (они исполняют роли Орфея, Амура и Эвридики), а также трех солистов танцоров, исполняющих эти же роли и балетную массовку. Таким образом, баланс оказался сильно смещен в сторону танца. Пина Бауш поставила полноценный балет (его можно смотреть и в отсутствии певцов, поставить под фонограмму, потери будут, но не очень большие). А вот если мысленно изъять танец, или оставить его только в положенных по либретто эпизодах, оперная постановка выйдет недостаточной, слишком схематичной.

Театрализация оперного хора могла бы восстановить равновесие, ведь хоровые сцены можно поставить очень зрелищно, так чтобы не мешать хористам заниматься своим прямым делом (то есть петь), а наоборот несложными пластическими средствами, движением, костюмами, мизансценами помочь раскрыть музыку (примеры были, скажем у Васильева – «Плач Иеремии» и Реквием Мартынова из спектакля «Моцарт и Сальери»).

Однако в данном случае мы видим танцевальный спектакль в присутствии оперных певиц, поначалу принимающих минимальное участие в действии.
В первых сценах обычное для Пины Бауш несколько хаотичное «броуновское» движение персонажей, иногда сбивающихся в группы, одновременно в разных углах сцены танцующих что-то своё. Спектакль затягивает зрителя постепенно. По мере того как Орфей все глубже спускается в царство мертвых, действие собирается. То, что собралось к финалу «Мазурки Фого» - полное слияние пластики, музыки и концепции, здесь происходит раньше, в эпизоде танца призраков на Елисейских полях. Простая ясная красивая сцена в пепельных тонах с игрой отражений в стеклянных стенах.

Последний эпизод – «Смерть» - самый лаконичный. Почти пустая сцена, голые светлые стены, на сцене четверо – два Орфея и две Эвридики, в этом эпизоде происходит наиболее тесное слияние оперы с балетом, балетные артисты чуть более статичны, а оперные чуть более подвижны и в результате грань стирается. Наиболее интересно взаимодействие двух Орфеев. Исполнительница оперной роли Орфея очень выразительна – темные волосы, черное одеяние, ее пребывание на сцене наполнено (две другие певицы присутствуют формально, словно на концертном исполнении), что придает образу главного героя и главной теме произведения существенный разворот. В Орфее наглядно присутствуют два начала (не только вокальное и пластическое, но и мужское и женское), потеря, поиски, обретение и снова потеря Эвридики выглядят более обобщенно, чем потеря любимой, выходят за рамки любовных отношений мужчины и женщины. Можно заметить «на полях», что присутствие в постановке нескольких исполнителей одной роли одновременно, чрезвычайно креативная театральная идея.

В финале появляется балетная массовка и все заканчивает траурным маршем (медленное и сверхмедленное движение особенно удалось балетмейстеру). Появление Амура с хэппи-эндом Пина Бауш отрезала.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments