Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И мигранты любить умеют, да еще как!

*
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА», А.Прельжокаж, БАЛЕТ ЛИОНСКОЙ ОПЕРЫ, 1990г. (9)

Большой, яркий спектакль и очень хорошо упакованный. Много пиаро-пригодных деталей, начиная с овчарки на сцене (наверняка, это первое появление овчарки в балете и уже этим Прельжокаж вошел в историю). Есть что показать, есть о чем написать в анонсах и рекламе.

Постановщик ловко пустил балетных зрителей и журналистов, как папарацци, по ложному следу, в интервью постоянно упоминал «1984» и «ГУЛАГ», привлёк самые известные тоталитарные бренды. Мол, вы не волнуйтесь, дорогие европейцы, это все не «про вас», это «про них», про тоталитаризЬм, про Сталина с Милошевичем. Не упустил возможности задействовать актуальность, ежедневные выпуски новостей - вот уже двадцать лет непрерывные войны и конфликты сопровождают распад Югославии и тем самым рекламируют триумфальное шествие постановки Прельжокажа по балетным сценам, сначала в исполнении лионской труппы, а потом и своей собственной.

На самом деле, ссылка на ГУЛАГ – маскировка, рекламный трюк. Художник выстроил на сцене модель современной Европы (современного Запада), крепость, технологичная машина, населенная гламурными обитателями. Золотой миллиард отделен крепостной стеной от остального мира. Но в стене множество дыр, через них мигранты гастарбайтеры проникают внутрь. Их встречают дубинками, в ответ получают удар ножом, но крепость не может без них обойтись.

На сцене три гастарбайтера (видимо, это и есть Ромео, Меркуцио и Бенволио). Они ночуют под забором, дерутся с полицией, ходят на танцы.

Зрителям предлагается сыграть в наперсток, угадать, кто из троих главный герой, кто Ромео?

Первый - работяга, дядечка в возрасте. Эта кандидатура отпадает сразу.
У второго внешность арабская. Он маленький, прыткий, заводной, но это скорее харАктерный персонаж, друг главного героя (Петр Алейников), а не сам герой.
Третий - молодой, атлетичный, он похож на Ромео. Мой выбор пал на него, но это оказался как раз Бенволио, персонаж самый незначительный.
Араб – оказался Меркуцио. Он гибнет, как и положено по сюжету, гибнет в неравной схватке с полицией. Эта сцена пронзительно поставлена. Прельжокаж показывает мигрантов с явной симпатией, как своих, но не старается делать из них невинных жертв. Меркуцио самый задиристый, он первый начинает, нарывается.

А Ромео оказался тем самым грузным, взрослым дядькой с редеющими волосами на темени. Далеко не мальчик, если сравнивать с балетными персонажами - скорее Спартак, чем Ромео, предводитель мигрантов, самый смелый – на свидание к Джульетте он пробирается через стену и «снимает» часового (это вместо убийства Тибальта, у Тибальта в этом сюжете другая функция).
Собственно, выбор Ромео происходит прямо на глазах зрителей. Выбор делает Джульетта. Одинокая молодая женщина, приходит на танцы в сопровождении двух служанок (может быть медсестер) и из всех присутствующих местных и мигрантов выбирает именно ЕГО. Что она в нем нашла? Любовь зла, полюбишь и …? На самом деле Ромео хоть и не вписывается в традиционные балетные каноны, но очень пластичен (медвежья пластика борца).

Джульетта более традиционно-балетная - утонченная, даже изломанная (если бы не нос, можно было бы сравнить с Вертинской, когда та выступает не блондинкой, а в темной масти).

После того как определилась пара главных героев, весь актуальный политический антураж, драки, характерные танцы, оказались отодвинуты на периферию. Яркая блестящая обертка снята, а под ней история любви/смерти.
Четыре лирических дуэта (на балконе, в церкви, в постели и в склепе). Прямоугольная постель превращается в могильную плиту. Никакого яда. Ромео ложится на нож, а потом Джульетта этим же ножом режет себе вены.

Авторы спектакля албанец балетмейстер и босниец художник оба выходцы из Югославии проникшие в западную крепость, как Ромео с друзьями, через дыру в крепостной стене. Они делали спектакль про себя, поэтому столько энергии, поэтому такой нерв, такая смелость и свобода преобразования классического сюжета о мальчике и девочке из двух равно уважаемых семей в историю о любви двух взрослых людей и об отношениях старой и новой Европы.

Ромео и Джульетта умирают обнявшись, а сверху с крепостной стены за этим бесстрастно наблюдает Тибальт - молодой человек в черном с явно азиатской внешностью.

Как там говорится в китайской поговорке – обезьяна наблюдает с вершины горы за схваткой двух тигров в долине.

Талант Прельжокажа особого рода, варварский талант, талант варвара. То есть во-первых, изобилие энергии, фантазии, креатива и витальности. А, во-вторых, хаос, разбросанность, отсутствие своей темы, своего стиля. Каждый спектакль, из тех, что я видел, словно сделан другим автором. «Парк» – абсолютный шедевр рафинированного высокого стиля, « Времена года» – затейливая безделушка, отдохновение для глаз и распрямление извилин, «Медея» – жесткий авангардный актуальный чернушный артхаус, «Ромео и Джульетта» - броская современная вариация на классическую тему.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments