Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Ледяной мотылек.

"СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ", А.Огарев, РАМТ, Москва, 2001г. (8)

Цитата на цитате
В спектакле множество цитат из спектаклей Анатолия Васильева и "культурных" отсылок ведущих из текста пьесы: Чуча из "Взрослой дочери" в исполнении Лауры и Джима (и "американский танец Бэмса" в исполнении Тома), бокалы с красным вином из "Серсо", прозрачная перегородка из "Моцарт и Сальери. Реквием" и цитаты из Пикассо, Дали и Уорхола на перегородке (буквально - "цитаты на цитате" :-) На афише и программке - мадонна с единорогом, на зеркале - "исчезающий портрет отца" (напоминает киноактера, интересно какого?). Многие цитаты возникают неожиданно, не складываются в систему, ссылки никуда не ведут - режиссер не настаивает ни на одной из них, а создает смысловое поле, не дает зрителю "сигналы", а кладет перед зрителем очередной образ и идет дальше. Это создает "смысловое марево", зрителю не за что зацепиться. К тому же актеры играют (по крайней мере должны играть по замыслу режиссера) не в стиле психологического театра, а "разомкнуто" и парадоксально - в самых тяжелых эпизодах смеются, с лица Лауры не сходит счастливая улыбка, диалоги произносятся легко - так играли актеры в другой (разомкнутой) постановке Васильева - "6 персонажей в поисках автора".

"К ней придет Единорог / Он чудесней всех чудес" Б.Г.
Три героя (Аманда, Лаура и Джим) - миражи памяти четвертого (Тома). Самый "нагруженный" мираж - Лаура (хозяйка стеклянного зверинца и хозяйка единорога). По преданию единорога может приручить только девственница, на этом основана символика единорога связанная с чистотой и непорочностью, отсюда и связь с образом мадонны. Уильямс добавляют в этот образ идею уникальности, своеобразия, отверженности и избранности. Лаура и единорог отмечены физическим уродством (ссылка от хромоты Лауры ведет к другим хромоножкам, например Лебядкиной в Бесах). Кстати причудливое пространственное решение спектакля напоминает фигурку единорога (в основании - зрители, в туловище - сцена, а странный освещенный коридор в глубине сцены справа от зрителей - рог).
Роль Тома (одновременно взрослого рассказчика и юного героя) самая сложная и наверное непосильная для молодого актера. Когда взрослый актер танцует, размахивая полами пальто, или стреляет с двух рук, это выглядит нелепо, трогательно, рождает такую гамму чувств ("мне 40 лет, но я молодо выгляжу"). В 30 лет это не сыграешь. В центре режиссерской партитуры - партия для солирующего инструмента, в РАМТе она не была исполнена, лишь намечена. Жаль, что нельзя законсервировать спектакль (положить ледяной зверинец в холодильник :-) и возобновить с теми же актерами лет через 10-20. Большой театральный смысл возникнет и если роль Аманды перейдет к Матюховой. Уже существует традиция исполнения этой роли бывшими травести (Аманду играла Князева в ТЮЗе), получится передача эстафеты: Князева-Гребенщикова-Матюхова.

Против солнца
Через год посмотрел "Стеклянный зверинец" еще раз.
Мотылек тот же, крылья целы остались, вот только пыльца облетела - видны все прожилки, ребра жесткости, структура. После первого раза было ощущение неясности (волшебства, искривленного пространства, неуловимой комбинации смыслов и актеров играющих по непонятным правилам) - и желание обязательно посмотреть второй раз. Спектакль смотрелся как сквозь световую дымку, марево - словно смотришь на мотылька против солнца. Первое впечатление неопределенное и сильное, второе - слабее. Что поделаешь, ледяные фигурки тают под ярким светом театральных софитов. В каком-то смысле режиссер предсказал судьбу своего спектакля - он огрубел, идет в заметно неполном зале и наверное проживет недолго.
У стеклянного зверинца, который собирает Лаура нет будущего, фигурки побьются, или расстают, или их выбросят во двор, как связку старых журналов "Театр" в спектакле "Портрет мадонны" Ю.Погребничко.
Tags: театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments