Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Россия, которую мы потеряли, а Тамино (при)обрёл.

*
«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА», П.Устинов, ГАМБУРГСКАЯ ОПЕРА, 1968/1971г. (8)

Постановка Питера Устинова была зафиксирована на пленке с великолепным составом исполнителей, киноверсия дает возможность не только услышать (как пели!), но и заглянуть в оперный театр 60-х годов.
Оказывается, монохромные задники с успехом применяли в оперном театре задолго до Роберта Уилсона. Плоскость задника – основная несущая конструкция в образном решении спектакля. Почти все действие происходит тёмной-тёмной ночью – задник абсолютно черный. Это создает стильную условную среду - фигуры в ярких костюмах выделены светом на черном фоне, словно на живописных портретах. Декорации очень лаконичные, легкие условные, выполнены в кубистической манере - лес, легкие беседки, колонны. Сьемка спектакля сделана крупными планами, что еще больше подчеркивает портретность и приводит к «старт-стоп эффекту» - действие распадается на сцены, каждая ария выделена отдельно (певец стоит, как на картине, и поет в камеру). Роли сделаны крупно, портреты парадные, написаны маслом.

Царица Ночи (Кристина Дойтеком) – настоящая дама, примадонна в серебряной короне, в черном бархатном платье с серебристым отливом, черное на черном – выглядит очень эффектно. А поет ФЕНОМЕНАЛЬНО, такого полнозвучного исполнения труднейших пассажей я ни у кого другого и близко не слышал.

Принц Тамино не герой, а КРОСАВЧЕГ. Николай Гедда сильно напоминает Остапа Бендера в фильме Гайдая. Мужчина в годах, но молодится («любимец женщин» и знает это). В год сьемок «Волшебной флейты» Гедда записал партию Эдвина в оперетте «Королева Чардаша» (у меня есть запись на CD), что навело на опереточные сравнения.
Папагено (Уильям Воркман) очень молод, свеж, курнос и простодушен. Его веселость очень яркая, заразительная (костюм тоже яркий, нарядный, как у попугая, а колпак из перьев как у Петрушки), что превращает спектакль в большую классическую оперетту – в такой «живой» манере сыгран не только дуэт в Папагеной, но и дуэт с Паминой в первом действии.

Кстати, театральное деление постановки на два действия сохранено и в киноверсии, в качестве антракта двухминутная пауза – на черном экране волшебные колокольчики (визуальная рифма к увертюре, во время увертюры на черном экране переливалась волшебная флейта). Драгоценности на черной бархатной подушечке играют всеми цветами радуги.

Большой, ночной, «опереточный» стиль постановки резко меняется в момент появления Зарастро. «Опереточность» меняется на торжественнуую «оперность». Задник заливается ярким желтым, «золотым» светом. Одеяния жрецов - белые с золотом (первым в таких цветах, еще у дверей, на черном фоне, появляется Оратор – Фишер-Дискау, костюмом и благородной, возвышенной манерой исполнения он предвосхищает дальнейшее развитие постановки).

Ну а сам Зарастро (белый мундир, золотые эполеты) выглядит как Государь Император (не Николай Второй, солиднее, массивнее, за образец были взяты, по-видимому, портреты Александра Третьего или Александра Второго). Голос у Ханса Сотина подстать внешности - красив и могуч.
Образ справедливого царства, Великой Империи, где множество разных народов живут в гармонии, унаследован постановщиком от родителей, выходцев из России. А постановочный стиль возможно идет от «Бриллиантов» Баланчина. Россию, которую мы потеряли, Устинов, как и Баланчин сохранил в сердце.
В финальной массовке представлены народы разных рас, а образ Блистательного Санкт-Петербурга – имперской столицы - создается высокими колоннами на фоне золотого сияния задника.
Tags: Волшебная флейта, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments