Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Воспитание чувств.

*
"ШУМ В СЕРДЦЕ", Л.Маль, Франция, 1971г. (8)

Представьте картину: у мальчика-подростка обнаружили шумы в сердце, отправили в кардиологический санаторий. На праздник (14 июля, день взятия Бастилии) отец и старшие братья приезжают его навестить и обнаруживают , что «больной» не ночевал в своем номере, а, что называется, «шлялся по девкам». Он возвращается к себе в номер у них на глазах, они всё понимают по его виду (идет в носках, ботинки несет в руках). И он сразу понимает, что они поняли. И они понимают, что он понял, что они поняли. Неловкость разряжается дружным приступом истерического хохота под шумный, летящий саксофон Чарли Паркера.

Один из самых тонких фильмов Луи Маля. Выделяется своеобразием авторской интонации даже на более чем пестром фоне остальных работ режиссера, который старался никогда не повторяться.

Фильм-роман. По фабуле – классический «роман воспитания», как в лучших образцах высокой европейской прозы – Толстой, Бунин, Пруст (наиболее близкий аналог). Но интонация не классическая. Тем романам в качестве музыкального сопровождения подошли бы сочинения симфонические, романтические. У Маля повествование идет в другом ключе. Фильм подробный, психологически точный, но поначалу у него нет мелодии, нет драматического стержня, второго плана. Он словно скользит по поверхности жизни подростка – парижанина из обеспеченной семьи. Показаны все стороны: отношения в семье - со старшими братьями, отцом, матерью, слугами; отношения в католической школе – с учителем, одноклассниками; общественный фон (действие происходит в 1954 году, следы вторая мировой войны постоянно проявляются, а сегодня Франция ведет войну в Индокитае). Картина общественной жизни из «Шума в сердце» дополняет французскую хронологическую галерею Маля (40-е годы - «До свидания, дети» и «Лакомб Люсьен», 60-е - «Милу в мае»), частная история и Большая История и здесь составляют контрапункт, отражаются друг в друге, но связь совсем тонкая, почти незаметная, по крайней мере не лобовая.

Мальчик развит не по годам (акселерация), слушает джаз, много читает – отсюда близорукость, но очки носить стесняется, да и проблемы с сердцем это тоже следствие акселерации, раннего полового созревания.
Главный вектор жизни мальчика в этом возрасте – потеря девственности. По этому вектору и движется сюжет. Но проблема, которая должна быть так важна герою, уже не кажется такой важной режиссеру, когда он ретроспективно смотрит на происходящее (даже очень личное автобиографическое, «скелет в шкафу»). Взгляд режиссера внимательный, а тон очень легкий и слегка насмешливый, ключ задан джазовой музыкой – весь этот «джаз», весь это «шум». У героя нет пронзительных, драматических переживаний (хотя он пишет сочинение о проблеме самоубийства в экзистенциализме), смертельных обид, больших чувств, его личность только становится. Неведомая жизненная сила тащит его по жизни, линия прерывистая, скачущая, как у саксофона Паркера. У подобных героев Луи Маля есть общая черта во внешности, очень густые непокорно торчащие волосы, как материализация жизненной силы.

Ближе к концу фильма сквозь шум всё же начинает прослушиваться тема .
Не знаю, как смотрел бы фильм, если бы не знал главную фишку, или если бы не был знаком с режиссерским почерком Маля. Но я знал, что это фильм «про инцест», к тому же «Шум в сердце» это мой шестнадцатый Маль (см. «Маль-рейтинг»). Поэтому я смотрел фильм и ждал, когда же начнется, когда же Маль «перевернет». Это ожидание уже создает у зрителя ощущения саспенса. Думаю, оно возникло бы и у зрителя неподготовленного - неназойливо, аккуратно режиссер выводит на первый план отношения сына с матерью – молодой красивой женщиной, к тому же итальянка (в этой роли итальянская актриса Леа Массари). Она бежала в Париж с отцом антифашистом, в 16 лет выскочила замуж за богатого парижанина (к огромному неудовольствию его родителей), родила трех мальчиков, а сейчас крутит роман с любовником и вообще пользуется успехом у мужчин, что замечает младший сын и начинает ревновать.

Вот тут то и ждешь обрыва, трагедии, пощечины приличиям, открытия запретных тем. Но режиссер остается верен себе. Он обманывает ожидания. Инцест – то ли был, то ли не был - проскакивает легко, словно ничего особенного не произошло (судя по всему, мать считает, что скорее «всё же было», а сын, что скорее «всё же не было»). Взгляд режиссера свободен от строгих моральных установок, но это проведено последовательно, он свободен и от смакования аморального - мало ли чего случается в жизни. Мальчик сразу же отправляется по подружкам и находит наконец ту, которая «дает». А в уста матери режиссер вкладывает свое собственное мудрое отношение к случаю (сделаем вид, что этого не было, но в памяти сохраним с благодарностью, пусть это будет нашей тайной).
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments