Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Терпенье и труд всё перетрут!.

*
"ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА", А.Эвердинг, БАВАРСКАЯ ОПЕРА, 1983г. (7)

Именно таким я и представлял себе традиционный, классический, старый немецкий театр (до появления «нового европейского театра»). Очень похоже на наш Малый театр, поставлено крупно, солидно, богато (множество перемен декораций, перемен костюмов, оживающие скульптуры, большая массовка, одних только маленьких «папаген» два десятка). Поют звонко, играют жирно (в старые времена жирная пища ценилась, это сейчас она вышла из моды).

Качественная здоровая народная театральность, много вкусных живых эпизодов поставленных в полном соответствии с текстом. Комический эффект возникает непосредственно из текста, а не из выворачивания текста наизнанку. Игра происходит внутри текста, а не игра с текстом.

И второй план тоже традиционный - простые уроки (сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок), как в пьесах Островского. Никаких мудреностей, двусмысленностей, Царица Ночи (Эдита Груберова) в первой сцене настолько явно наигрывает, что только такой наивный принц, как Тамино, может ей поверить.

Сцены часто завершаются (разрешаются) мудрыми словами, вроде поговорки, также как музыка разрешается правильным аккордом (разрешается не от слова "разрешить", а "разрешиться от бремени"). Выводы актеры обращают прямо в зал, выходят на авансцену, выстраиваются живописной группой и докладывают. Мизансцена на сто процентов малотеатровская (можно вспомнить финал последней постановки «На всякого мудреца» - персонажи собираются в кучку на авансцене и Мамаева (Ирина Муравьева) обращается в зал).
Впрочем, в «Волшебной флейте» финальная идея выражена не словами, а мизансценой. Все действующие лица (кроме придавленных кирпичной стеной злодеев), образуют идеально гармоничную, симметричную композицию. В центре – пара молодоженов, вокруг них жрецы, дальше народ, а по краям занимают свое место характерные персонажи: слева - семейство Папаген, справа – три негра-раба.

Джульетта - возрастная роль.

Еще одна малотеатровская примета - возрастная актриса на роль молодой девушки (скажем роль Софьи в "Горе от ума" или Аксюши в "Лесе" не принято было поручать молодым актрисам, играли зрелые тети с привязанной девичьей косой). Здесь Памина (Лючия Попп, урожденная Попова) на 12 лет старше Тамино, а выглядит вдвое старше щуплого партнёра, женщина что называется «в теле».

И негры любить умеют.

Старомодность постановки проявляется и в традиционном (неполиткорректном) решении образа злодея Моностатоса. По максимуму обыгрывается цвет кожи. Он гуталиново черный. Когда Моностатос обнажает лоснящееся пузо, Памина падает в обморок.
Но и такому персонажу дано право голоса, просвещенный гуманист Моцарт обьктивен, надо выслушать и другую сторону (так Шекспир дает высказаться Шейлоку в "Венецианском купце" - я тоже человек, я тоже чувствую боль, а Моностатос говорит - я тоже человек, мне тоже нужна любовь). Старомодный взгляд неполиткорректен, не закрывает глаза на цвет кожи, использует его для создания яркого образа, для театрального эффекта, эксплуатирует. Зато такой взгляд простодушен и лишен расизма, что проявляется в здравой реакции Папагено на Монстатоса - если встречаются черные птички, почему бы не быть черным людям.

Принц или Птицелов?.

Главные актерские удачи спектакля – очень эффектная, контрастная пара Тамино - Папагено. Тамино (Франциско Арайса) – южный, смуглый, пылкий, маленький «птенчик». Волосы черные, прическа под Моцарта (портрет Моцарта в негативном изображении). Голос очень звонкий. Надо заметить, что через восемь лет в той же роли в « Волшебной флейте» Метрополитен Арайса – бледная размытая тень себя прежнего.

Папагено (Вольфганг Брендель) - здоровенный увалень блондин. Играет все комические сценки так убедительно, что выходит в главные герои. Условный Принц – персонаж целиком сказочный, а простак Птицелов – «картина маслом», психологически точный и подробный портрет, национальный характер.
Tags: Волшебная флейта, опера, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments