Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Контуженная флейта.

*
«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА», К.Брана, Англия, 2006г. (8)

Офицер Тамино встретился в окопе с неприятельской бомбой, начиненной ядовитыми газами. Взрыв, его выбрасывает из окопа в какую-то грязную лужу, контузия – и тут ему мерещатся три дамы, три монашки - сестры милосердия в белом крахмальном.
Ну и дальше всё разыгрывается близко к сюжету Шиканедера, но перенесенному во времена Первой мировой войны.
Папагено – солдат, ординарец Тамино (пара, типа «Дживс и Вустер»).
Чтобы Папагено не присваивал себе чужих подвигов, три дамы надевают на него противогаз.
Царица Ночи является верхом на танке (техническом чуде начала двадцатого века, эквивалент театральной машинерии века восемнадцатого).
Опера Моцарта не только переведена на английский язык, но очень последовательно и эффектно переведена на язык кино, аккуратно пересажена на другую почву, в другое время.

Итак Памино служит в армии Синих, которые воюют с Красными. Красные похитили дочь Королевы (Царицы Ночи). Офицера вместе с ординарцем посылают в тыл врага, в неприятельский лагерь, в замок Зарастро, чтобы освободить заложницу. Вот тут происходит первый сбой, на трех мальчиков фантазии сценаристов не хватило, мальчики оставлены такими же условно-сказочными, как и в оригинале. И дальше они никак не встроены в образную систему фильма, только одеты по моде того времени.
Но в остальном полет фантазии сценаристов впечатляет.

Еще более впечатляет полет кино-камеры. Визуальный ряд великолепен, плотно насыщен кинематографическими чудесами и приколами. Камера летает, кружится и танцует под музыку (оркестр под управлением Джеймса Конлона звучит очень драматично, война всё-таки). Режиссер очень музыкален – и ритм держит и своеобразным музыкальным юмором владеет (как замечательно кинонизированы колоратурные части обеих арий Царицы Ночи!).

Легкий полет фантазии казалось бы должен был привести к облегчению содержательной стороны, к легковесности в изображении «ужасов войны», но этого не происходит. Кульминационная сцена – торжественная ария Зарастро - пробивает по настоящему. Действие переносится «в будущее», в мемориал солдатам, погибшим на Первой Мировой войне. На белом мраморе высечены фамилии, много фамилий, столбец за столбцом – латинским шрифтом, кириллицей, арабской вязью и даже иероглифами (качественно сделано, русские фамилии набраны по старой орфографии с твердыми знаками) . В этот момент фильм взлетает высоко над сказочным сюжетом, кажется, что мы находимся на пороге открытия подлинного смысла сказки. У меня была догадка, что во втором действии полярность поменяется, авторы поднимутся над разделением воюющих сторон на хороших парней («наших») и плохих парней («не-наших»). Полярность заданная в начале фильма – война Синих против Красных, поменяется на другую – «пацифисты» против «милитаристов». И тогда совсем другой смысл приобретет переход Тамино и Папагено на сторону Зарастро, а также переход Моностатоса на сторону Царицы Ночи (милитаристы обьединились независимо от цвета мундира). Величественный Рене Папе больше похож на Зарастро-проповедника (священника, пастора), чем на Зарастро военоначальника, командира Красных. Он уместнее смотрится среди беженцев и раненых, заполнивших парадные залы его замка. Я ожидал, что фильм закончится сценой всеобщего братания солдат, победой мира, а не одной из воюющих сторон. Стихийное братание уже было показано в самом начале. Праздник Рождества – елочка из подручных средств, под елочкой подарки для Тамино (флейта) и для Папагено (колокольчики). Синие и Красные выбежали из своих окопов и обнимались, уже тогда было ясно, что они не чувствуют озлобления и не видят в войне никакого смысла.
Но сценаристы Брана и Фрай не пошли по этому пути, свернули на привычный, сохранили ту же полярность, только поменяли местами полюса. Красные стали хорошими (Тамино надел красный мундир), а Синие – плохими (Моностатос надел синий).
Во второй части фильма сценаристы так и не смогли преодолеть драматургическую невыстроенность первоисточника, для оживления действия было проявлено много фантазии, но драматическая нить «испытаний, более и более сложных» прервалась, все рассыпалось на фрагменты-клипы (некоторые очень эффектные, очень точно в тон музыке сделан хор глаз на мешках с песком).
Фильм заканчивается победой Красных, на вершине замка Зарастро воздвигают памятник из золота - Тамино и Памино вместе, как Рабочий и Колхозница Мухиной, только вместо серпа и молота высоко над головами поднята волшебная флейта.
А черные выжженные поля войны стремительно зарастают зеленой травой.
Tags: Волшебная флейта, кино, опера
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments