Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В кофейной

.
"БЕСПРИДАННИЦА", А.Праудин, "БАЛТИЙСКИЙ ДОМ", Санкт-Петербург, 2003г. (10)

Если отвлечься от содержания пьесы, от текста и сюжета, а смотреть "картинку", то спектакль представляет собой "сцены в кофейной" (или "сцены в трактире"). Там каждый день собираются горожане, обсуждают новости, совершают сделки, встречают приезжих, справляют помолвки и поминки (квартира Карандышева воспринимается как филиал трактира, потому, что обслуга приглашена оттуда). Кофейная во время всего действия спектакля живет своей жизнью. Половые и официантки многократно переставляют столы, меняют скатерти, черный ковер меняют на красный, выходят музыканты, хозяин встречает гостей. За этой жизнью интересно наблюдать (правильно говорят, нет ничего интереснее, чем смотреть "на огонь" и "на то, как другие работают" :-)

Первое действие - "разговоры в кофейной". Пьеса поставлена очень подробно, сыграна каждая реплика, каждый психологический поворот в разговоре, каждый нюанс в отношениях героев (все герои опутаны взаимоотношениями, которые давно начались и имеют свою историю, эта история постепенно проявляется, также постепенно проявляются и характеры действующих лиц - у каждого свой "интерес"). Поначалу кажется, что именно в этом заключается художественный смысл спектакля, изощренная режиссура полностью закрыта актерской игрой, ни одного узелка на лицевой стороне. Ткань Островского интересна сама по себе (по крайней мере мне), персонажи, на которых в других "Бесприданницах" не обращаешь внимание, здесь также важны как и главные герои, проходные реплики также вкусны, как и ударные.
По сравнению с обычными постановками пьес Островского герои "дегероизированы", они "обыкновенные" (да и играют спектакль не на возвышении сцены, а на полу - нет пьедестала). Лариса не "красавица" - обычная девушка, но сразу видно, что с характером и знает себе цену. Робинзон не аляповатый клоун. Паратов - не выглядит роскошным барином - в этом сила спектакля, но в этом и слабость - "будничное" исполнение может не позволить взять высоту настоящей драмы.
Во втором действии режиссер эту слабость преодолел - совершил несколько выходов на первый план, выпадов в зрительный зал, несколько уколов шпагой в сердце зрителя. На предельно естественном будничном фоне "выпады режиссера" смотрелись особенно ярко. В сцене решающего объяснения с Паратовым Лариса ест яблоко (знающие люди говорят, что нельзя жевать жвачку во время занятий психотренингом, Праудин безусловно имел в виду именно это когда придумывал такое выразительное и парадоксальное физическое действие), Вожеватов вдруг выплескивает стакан с водкой в лицо официантке, потом мажет ваксой Робинзона, хладнокровно вспарывает подушку и посыпает беднягу перьями. Режиссерски решена и кульминация. Во время монолога Ларисы "я - вещь" работники трактира пудрят ей лицо, ярко подводят губы, надевают блондинистый парик, а в рот суют пучок зелени. В такие моменты "кофейная" приобретает смысл главной метафоры спектакля, модель установленного порядка жизни - одни приходят, чтоб их обслужили, другие обслуживают, третьих "подают к столу".
Финальная сцена - это поминки и последние слова Ларисы (которыми заканчивается пьеса) звучат в воображении собравшихся, Лариса еще находится среди них, потом медленно уходит, наступает недолгое молчание, после чего Вожеватов и Кнуров возобновляют разговор о поездке в Париж, с которого начиналась их встреча в первом действии. Мелодраматичность финала ("так не доставайся ты никому!") совершенно снята, действие совершает круг и возвращается к началу.
На мой взгляд "Бесприданница" Праудина - в ряду лучших постановок Островского, но это не "аутентичный" Островский. В идеале крупные актеры ("московской школы") могли бы сами без режиссерских указателей вроде "пучка травы" вытянуть второй план. Особенно заметна неаутентичность в исполнении роли Ларисы. То, что героиню Островского можно так сыграть, было для меня открытием. Образ решен не через "половодье чувств", не сердцем, а трезвым умом и знанием жизни. При том, что любовь Ларисы и Паратова (взаимная, настоящая) - сыграна сполна. Не остается никаких сомнений, что они созданы друг для друга. Драма Паратова - это второе открытие спектакля (скажем в обоих экранизациях пьесы этого и близко не было). Валерий Соловьев сыграл очень сильного человека (твердого, как кадык). Хозяин заводов, людей, пароходов живет по-крупному, знает людей и знает жизнь, но не может распорядиться своей судьбой, не может перешагнуть "установленный порядок вещей".

И еще. Очень сильное впечатление производит один режиссерский прием, одна всё время повторяющаяся мизансцена. В чем именно ее ценность я не могу точно сформулировать, но этот образ сильно врезается в память. Кофейная, несколько столиков со стульями. В зале почти никого нет, только пара посетителей разговаривают между собой, но сидят не за одним столиком, а за разными иногда в противоположных концах зала. Диалог через пустые столы и стулья.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments