Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Гамблер.

*
«ИГРОК», Д.Черняков, ОПЕРА НА УНТЕР ДЕН ЛИНДЕН, Германия, 2008г. (8)

Литература девятнадцатого века, музыка двадцатого и театр двадцать первого обьединились, чтобы показать то, что со временем не меняется – азартную игровую природу человека и вечную оппозицию Россия-Европа.

После спектакля, во время поклонов камера заглядывает за кулисы и показывает режиссера, он счастлив, как игрок, только что выигравший в рулетку. Русский режиссер в немецком театре сорвал банк, выбегает на сцену под оглушительные овации зрителей. За полчаса до этого мы видели, как толпа носила по сцене на руках главного героя оперы – Алексея.

Алексей (Миша Дидык) резко выделяется среди окружающих – постояльцев недорогого отеля, европейцев и европеизированных русских. Сразу выделяется и одеждой и манерами. Он не соблюдает дресс-код (ходит в ветровке с капюшоном и в кроссовках, чуть не в кедах, грязная майка торчит из-за ворота рубахи), не соблюдает приличий – играет роль шута-резонера. И голосом выделяется – интонации резкие, злые, насмешливые, саркастичные - азарт, отчаяние. Он игрок, но не в рулетку (не только в рулетку). Режиссер отодвинул рулетку на периферию постановки, не пошел по избитой колее, взял тему игры значительно шире. Здесь другие ставки. Алексей – игрок-экстремал, потому и выступает не у себя дома. Но не подлаживается, как старик-генерал (роль чрезвычайно выигрышная и Владимир Огновенко выиграл по всем статьям). Алекcей лезет в чужой монастырь со своим уставом, играет по своим правилам.

Тема русских в Европе разворачивается еще глубже и интереснее, когда в отель приезжает бабуленька (Стефания Точиски). Это сама Россия явилась (в норковой шубе, с медвежьим лицом Ельцина, в сопровождении бритоголовых «потапычей» в темных очках). Она явилась с инспекцией, посмотреть, чем тут занимаются «наследники». Те уже списали старуху, прожигают наследство, набирают долги и ждут со дня на день окончательного дележа трупа. Однако поторопились, медведица ожила. Генерал теряет дар речи и лепечет ба-бу-бу, один Алексей радуется. Впрочем бабуленьке здесь не понравилось, проигралась и отправилась восвояси, церкви строить. Позвала с собой внучку, Полину, почувствовала в ней, как и в Алексее, живую родственную душу.

Полина (Кристина Ополайс – самое яркое впечатление, и внешность и актерские данные и вокал безупречны), хоть и упакована по-европейски, но характер имеет русский (для контраста можно сравнить ее с невестой генерала, охотницей за состояниями, Бланш, если бы Достоевский писал роман в наши дни, не прошел бы мимо светской хроники и контраст развернул бы по-другому).
Характер у Полины непрактичный («вся такая противоречивая»). Не захотела брать деньги у Алексея «даром», потом «отдалась» ему, но денег снова не взяла, швырнула Алексею в лицо, выбежала из номера и скрылась в темноте за стеклянной вращающейся дверью. Дверь - ось декорации, как обычно у Чернякова составленной из коробочек (холла и номеров отеля). План Алексея догнать бабуленьку и вместе вернуться в Россию не сработал. Рулетка совершила новый оборот и удача отвернулась, но для него уже процесс важнее результата. Коготок увяз - всей птичке пропасть, он там в Европе и сгинет. Он - игрок, the gambler, Der Spieler.
Tags: Черняков, опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments