Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Театр для зрителя с широко закрытыми глазами.

*
« Das LIED VON DER ERDE», G.Mahler, L.Bernstein/J.King/D.Fischer-Dieskau, 1908/1966г. (10)

Очень впечатляет звуковой пейзаж. Не математический подход к музыке, нет звуковых рядов, упор на выразительность.

Малер, по-видимому, единственный из композиторов, кто много лет изо дня в день дирижировал симфоническим оркестром и потому он как никто ЗНАЛ СВОЙ ИНСТРУМЕНТ.
Особенно важно, что дирижировал он оперными спектаклями, то есть в состав ИНСТРУМЕНТА входили и человеческие голоса, солисты и хор.
ИНСТРУМЕНТ это не только струнные, деревянные, медные, ударные и «телесные». К набору составных частей приложены «инструкция по использованию» и «набор примеров», созданные поколениями предшественников и записанные нотами.

Отсюда такая богатая акустическая фактура, многообразие звуков, тембров, сочетаний, акустических красок, и такая свобода форм в сочинениях Малера - от знания возможностей ИНСТРУМЕНТА.
И ведь среди его сочинений нет опер (несколько раз начинал, ни одну не закончил).
Исполнение опер, чужой музыки, музыки других композиторов, как ежедневные гаммы, как изучение инструкции с разбором примеров. Когда начинается творчество, упражнения заканчиваются.

Музыкальная форма определяется замыслом и инструментом, а не внешними правилами, установленными видами и подвидами (симфония, оратория, опера, сборник песен – ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое).

Существует ли такая музыка вне ИНСТРУМЕНТА?
Наверное существует, как существует мышление без слов, до слов. Изначальная чистая музыка, как чистая мысль, невоплощенная в слова, доступная только творцу – единичной душе и звучащая только в ней.

Насколько мышление зависит от языка?
Насколько музыка зависит от инструмента?
А также от исполнения ?
А также от звукозаписи ?
В 20-м веке выяснилось, что бывает и такая зависимость, музыка может существовать только в виде звукозаписи и даже исполнена быть не может (нельзя собрать музыкантов с инструментами, сесть и сыграть ее).
Это как скачок от театра к кино, ведь кинорежиссер не фиксирует, не записывает театральный спектакль, разыгранный актерами перед камерой, фильм рождается за монтажным столом, камера оператора и монтажный стол - главные инструменты.

«Песнь о Земле» - музыка театрального типа, пьеса для театра, написанная одним композитором-дирижером, поставленная другим композитором-дирижером с участием двух актеров.

Нашел в рунете (http://www.mahler.net.ru/mahler_earth.htm) русский перевод «Песни о земле» (М.Кузмина). Выполнен в стиле «лютики-цветочки у меня в садочке», впечатление от текста отвратное («в садочках сердечных», «Цветочки все и травы кроет иней», «Там, посереди прудочка» ну и так далее, теми же «словечками», так и ждешь в финале свидания и расставания с «дружочком», но справедливости ради надо отметить, что Кузмин ограничился «другом»). Возможно, в немецком оригинале (точнее говоря, немецком переводе китайской поэзии) имеет место то же сюсюканье, но я немецкого не знаю, а интонации певцов говорят совсем другое, они возвышенны и благородны.

На том же сайте обнаружил несколько занимательных фактов из жизни композитора:

1) Гасить в зале театра свет, когда начинается спектакль - это изобретение Малера. Говорят, он велел это делать, дабы пришедшие в театр смотрели на сцену, а не на новые драгоценности и меха друг друга.

В собственных сочинениях Малер пошел еще дальше, он погасил свет не только в зале, но на сцене. Его произведения это спектакли, выполненные только звуком. По аналогии со зрелищем – СЛУШИЩЕ. Звучит из оркестровой ямы и разворачивается перед широко закрытыми глазами публики. «Песнь о Земле» это больше чем опера, музыка самодостаточна, не требуется изобразительного ряда, только звуковой.

2) В последнее лето жизни Малеру было грозное предупреждение о приближающемся финале. Когда композитор работал в маленьком домике в Толбахе, в комнату с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил по комнате, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва орел исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела.
- Орел, погнавшийся за вороной, - это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел - моя судьба? - приходя в себя, проговорил ошеломленный композитор.


Орел влетает в комнату – один из последних эпизодов фильма Луи Маля «Черная луна». Оказывается орел связан со смертью старухи, а не только с братом и сестрой (эта связь несколько раз подчеркивается, когда камера берет крупным планом картину на стене, на картине юноша разрубает орла саблей, а рядом девушка закрыла руками лицо).
Tags: Маль, кино, музыка
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments