Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Поэт и Царь.

.
С подачи jeanix возникло интересное ответвление темы о преклонном возрасте театральных худруков и кризисе гос.управления гос.театрами (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/219211.html).

Жан написал про несостоявшуюся встречу Кота Матроскина и Мистера Пу.
На мой взгляд, жалеть о невстрече нечего, она бы не имела никакого смысла, потому что:
1) встречаться некому
2) встречаться не с кем
3) говорить не о чем
то есть, для самого Кота смысл конечно был бы, но вот содержательного, художественного, театрального смысла не могло быть.

Это была бы не встреча двух худруков (худрука первого театра страны и худрука государства). Это была бы встреча двух директоров (директора театра и директора корпорации «Наша Раша»). На встрече худруков речь должна была бы идти о невещественном, об идеальном.
На встрече директоров речь зашла бы только о вещественном – о сметане. Украл ли Кот Матроскин сметану, или это сделали Заместители Кота . Украдена была сметана и сьедена, или по-хозяйски сэкономлена и припрятана в надежное место, как об этом написано в официальном пресс-релизе МХТ.

Меня как зрителя вопрос о краже сметаны интересует только с театральной стороны. Откликаясь на последнюю премьеру МХТ «Трехгрошовая опера» пересчитал крупные постановки, вышедшие в 2003-2004 (за два года - семь постановок). Оказывается, на первое время даже художественной программы руководителю не нужно, достаточно художественного чутья и желания заниматься именно художественным руководством.

А что потом? В 2005году художественный руководитель становится также и директором (садится поближе к сметане, подальше от невещественого).
В результате совмещения лучше никому не стало: перерасход сметаны, ожирение Кота. В художественной части - несколько пустых сезонов, в хозяйственной – прокуратура.
И какое символичное совпадение, стоило начаться проверке в хозяйственной части, как тут же наконец-то выходит крупная работа в художественной. Мельпомена посылает сигнал.

Встреча худруков (Поэта и Царя) это ведь не утопия. Поэту и Царю есть о чем поговорить. Примеры имеются – Пушкин и Николай не о сметане вели речь, когда встречались в Москве.

Конечно, успех в таких встречах не гарантирован, разговор о невещественном может и к разрыву привести (риск, расплата за уровень диалога). Не всегда случаются встречи Вагнера и Людвига, иногда бывают встречи Эйзенштейна и Сталина. Они тоже не о сметане говорили, но общего языка не нашли (как записал Эйзенштейн в дневнике – мы друг другу не понравились). И провал той встречи Поэта и Царя имел очень плохие последствия не столько для личностей, сколько для дела, которым они «художественно руководили» – и для страны и для кинематографа Эйзенштейна.

А нынешние Цари к такому уровню разговора вообще не готовы, в отличие от Николая, Людвига и Иосифа. Они не худруки, они директора. Предельно прагматичны, их волнует только вещественное (сметана и способы ее охраны).
Попытки перехода на содержательный уровень случаются, что отрадно, так как подтверждает наличие потребности в художественном руководстве. Но вот результат удручает, никакого диалога не происходит. Такие попытки вызывают панический ужас у поэтов (вернее даже не у поэтов, а у околопоэтической тусовки) и ответную ироническую реакцию у царей, которые с удовольствием пугают трусов (то Чацкого с Матросовым сравнят, то заметят что меч на картине коротковат).
Хорошо, когда у царя мужской характер и здоровое чувство юмора, на первом этапе достаточно (держать рамку, охранять сметану). Но ведь государство не стоит без невещественного стержня, одна силовая рамка не удержит. Не сметаной единой.

Кстати о Вагнере.
Жан упоминает о «загородном доме» Матроскина. А я вспомнил эпизод из фильма Висконти «Людвиг» - встречу Вагнера с баварским королем. Поэт к удивлению Царя оказался отнюдь не возвышенным ангелом, а очень прижимистым мужиком и сразу потребовал для себя и для многочисленного семейства особняк. И получил его. А уже потом театр в Байрейте.
Tags: театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…