Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

И снова на «черное» :)

.
Неожиданное развитие разговора о спектакле «Красное и черное» возникло с подачи pathfinder1960, которая обнаружила между Стендалем и Малевичем связь более существенную, чем совпадение названия романа с названиями квадратов.
«Черный квадрат» Малевича оказался буквальной реализацией идеи Стендаля, правда высказанной в порядке предположения. Стендаль пишет о начале оратории «Сотворение мира», где Гайдну было необходимо изобразить начало Священного Писания («Тьма над бездною»). Это очень сложно выразить в музыке, как и живописцу нарисовать полный мрак, потому что: "МОЖНО ЛИ БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ КАРТИНОЙ ВСТАВЛЕННОЕ В РАМКУ БОЛЬШОЕ КВАДРАТНОЕ ПОЛОТНО - ДАЖЕ САМОГО БЕЗУПРЕЧНОГО ЧЕРНОГО ЦВЕТА ?" (цитата дословная, взял отсюда - http://pathfinder1960.livejournal.com/15036.html )

Строго говоря, то, что получилось у Малевича действительно нельзя назвать картиной, произведением живописи. Этот обьект следует отнести к какой-нибудь другой категории артефактов. В нем главное – идея, манифест, контекст (различные привходящие обстоятельства времени и места), а не исполнение, не живопись. Идея же была высказана Стендалем кратким, но исчерпывающим образом. Что же в таком случае сделал Малевич? Изготовить такую картину – пара пустяков, это и сам Стендаль мог бы сделать, и любой может в домашних условиях (а сейчас и на компьютере). Но будут ли эти черные квадраты «Черным квадратом»? Малевич изготовил и выставил обьект в нужное время и в нужном месте, сопроводил этот акт нужными действиями и словами. И тем самым превратил в манифест. Люди, которые покупают «Черный квадрат» за миллион долларов, или ходят в музей на него смотреть, относятся к этим обьекту как к «трусам Элвиса Пресли» (так выражается один мой ЖЖ-френд). В общем-то обычные трусы, ширпотреб, но это ТЕ САМЫЕ ТРУСЫ. А квадрат, который Стендаль мог нарисовать чернилами на листочке, и квадрат в фотошопе не будут ТЕМ САМЫМ КВАДРАТОМ.

Следуя этой логике, музыкальным аналогом «тьмы над бездною» является тишина, отсутствие звука (черный квадрат – отсутствие цвета и света). То есть, музыкальный «Черный квадрат» - пьеса Джона Кейджа 4’33", сочиненная в 1952 году. И к этому произведению также применим вопрос Стендаля - можно ли считать это музыкой?

Белый квадрат.

Однако, если вернемся к Стендалю и Гайдну, мы не обнаружим там предвосхищения Кейджа, «Сотворения мира» начинается отнюдь не с тишины.

«Сотворение мира» начинается увертюрой, изображающей хаос, — пишет Стендаль. — Слух ваш поражен каким-то глухим и неясным шумом — звуками, лишенными всякой мелодичности и словно нечленораздельными; вы различаете затем отдельные отрывки, построенные на приятных мотивах, но они еще недостаточно отделаны, и им по-прежнему не хватает каденции; вслед за этим возникают образы с еле очерченными контурами — одни из них суровы, другие нежны; все переплетается, отрадное и резкое на слух следует друг за другом по воле случайности; великое граничит с ничтожным, мрачное сливается с веселым. Самое необычное сочетание различных музыкальных форм — трелей, volante, mordente, синкоп и диссонансов — прекрасно передает, по общему мнению, картину хаоса».

Библейская тьма над бездной трактуется не как пустота-вакуум, а как Хаос. То что в радиотехнике называется «Белый шум», а в живописи следовало бы изобразить «Белым квадратом» (не знаю, была ли эта идея реализована «в красках», но о чем-то подобном рассказывается в известной пьесе Ясмины Реза «Art» ).
Белый квадрат принципиально отличается от черного, здесь противоположная концепция. В белом цвете, как и белом шуме содержаться все цвета, все звуковые частоты. В черном цвете, как и в тишине, не содержится ничего, никакого цвета никакого звука, никакого «изображения», никакой «мелодии». Белый квадрат это абсолютное начало (в котором содержится все, необходимо только это развернуть). В терминах Гегеля Белый квадрат это «тождество Бытия и Ничто», то есть Становление. А Черный квадрат – просто Ничто, абсолютный конец (и в этом идея Малевича, поставить точку, зафиксировать «конец живописи»).

Таким образом Гайдн был свершено прав, начиная «Сотворения мира» с музыкального хаоса, а не с тишины. Старик понимал в композиции. Тишина это признак конца, а не начала (в «Прощальной симфонии» он так и поступил, привлек и тишину и темноту, изобразил конец и музыкой и картинкой, вот где "Черный квадрат" Гайдна).

Зеркальный квадрат.

Что же видит посетитель музея, когда всматривается в «Черный квадрат» Малевича? Если там на картине НИЧТО? Значит зритель видит себя, больше некого и нечего (смотрит на Черный квадрат и видит, что у него, зрителя, в душе). Режиссер «Красного и черного» Юрий Еремин был совершенно прав, когда обьединил свой красный квадрат и черный квадрат с квадратным зеркалом и сделал художника Мале отражением Жюльена Сореля.

Just a few roots.

И еще один музыкальный вариант решения той же задачи – изобразить рождение музыки из хаоса. Пример совсем из другой области, чем Гайдн и Кейдж, но столь же концептуальный.
Очень известный у нас и в каком-то смысле основополагающий альбом «Deep purple in rock» 1970 года (в названии остроумный каламбур, игра вокруг слова «rock» расшифрована на обложке, где музыканты изображены в виде основоположников - знаменитых скальных скульптур на горе Рашмор).
Первая композиция альбома Speed king имеет подзаголовок «Just a few roots, replanted» и начинается c последовательности из трех Начал, корней нового стиля хард-рок, который во многом определил музыкальные вкусы нового десятилетия.
Первым Началом является как раз Хаос, такой же как и у Гайдна - лишенный всякой мелодичности и нечленораздельный.
Из Хаоса рождается второе Начало – классическая музыка, спокойная равновесная мелодия на органе (электрическом), отсылающая, понятное дело, к Баху.
Затем происходит взрыв сверхновой, с бешенным драйвом вступают ударные и до предела взвинченный вокал (primal scream). Это родился младенец - рок-н-ролл (в тексте цитаты из первых рок-н-ролльных песен). Младенец сразу оповещает мир о своем приходе первичным, примитивным воплем, а далее вырастает в более сложную, развернутую, разнообразную музыкальную форму.

и три вопроса в качестве постскриптума:

1. Знал ли Малевич об идее Стендаля?
2. Знал ли Еремин о том, что Малевич знал ?
3. Знали ли Deep Purple о "Сотворении мира" ?
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments