Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

А у Мэкки - только нож

*
«ТРЁХГРОШОВАЯ ОПЕРА», В.Машков, «САТИРИКОН», Москва, 1996г. (7)

Листая программку


Прочесал сатириконовскую программку в поисках Хабенского.
Обнаружил много интересного, но следов Хабенского не нашел. В год премьеры он был актером «Сатирикона» и играл в «Трехгрошовой» (наверное в массовке, кого-нибудь из группы захвата или кого-нибудь из нищих). Я смотрел спектакль в следующем сезоне 1997/1998, когда Хабенский уже вернулся в Питер.
Участие нынешнего Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы» МХТ в сатриконовской постановке это ведь очень символичною. Эта гиперссылка связывает два спектакля в правильную последовательность. Актер, как эстафетная палочка, перешел от Машкова к Серебренникову, из молодой, конкретной и краткой «Трехгрошовой девяностых» в зрелую, развернутую «Трехгрошовую нулевых» (спектакль МХТ в полтора раза длиннее).

Из «массовки» в «премьеры» – а ведь это одна из тем сатириконовского спектакля.

У молодого человека «нож и только, да и тот укрыт от глаз». Но бывают такие времена, когда и одного ножа достаточно, чтобы сделать стремительную карьеру, сделать большие деньги, делать большие дела. Из массовки - в премьеры, с улицы - в олигархи.
Однако и упасть можно также стремительно, как и взлететь. И упасть не обратно в массовку, а куда поглубже, в могилу. Времена лихие - свобода! Забег по минному полю, молодые и резвые вырываются вперед и подрываются самыми первыми. Естественный отбор.
У Мэкки типичная новорусская биография – 1) демобилизовался из армии, 2) основал банк. Собственно, действие пьесы происходит между этими двумя пунктами.

Постановка Машкова была точно приписана ко времени и месту. И программка эту привязку отражает. Богато сделано, с новорусским размахом – импортная, отпечатана в Австрии, большой формат, хорошая твердая бумага, много листов. Однако без аляповатости, без малинового цвета, все строго-стильно, черно-бело. Таким и спектакль был (художник спектакля и программки - Александр Боровский) – черные костюмы, стальные декорации лондонского моста, белое платье невесты, белые голуби, и совсем небольшое включение цвета крови – малинового - платья шлюх (у Дженни очень символичное для тех лет прозвище - Малина).
На самом почетном месте, на первом развороте - спонсоры (сотовые и нефтяные). Говорили, что у этой премьеры был самый большой (на тот момент) бюджет в Москве.

Кажется, в «Сатириконе» первом из московских театров стали обращаться к зрителям по трансляции: «Просим счастливых обладателей мобильных телефонов и пейджеров выключать звук на время спектакля. А свою крутизну вы можете продемонстрировать в антракте». На «Трехгрошовой» это объявление звучало особенно уместно.

Первым в программке значится Бертольд Брехт (один, без Вайля). То есть, ставили не оперу, а обычный драматический спектакль (с музыкой Вайля в современной обработке). И даже не «обычный драматический», жанр приведен в программке открытым текстом, сразу после названия – "Трехгрошовая опера. Комикс".

И действительно, получился комикс. Сюжет излагается штрихами. На сцене - монтаж аттракционов:

1) Николай Фоменко – аттракционом являлось уже приглашение его на роль Пичема. Сыграл профессионально, без дешевого и уже навязшего в ушах тона «Русских гвоздей», но и без звездного блеска, которым должно сопровождаться приглашение теле-радио-шоу-мэна. А все потому, что в спектакле была одна звезда, затмившая всех остальных.

2) Главный герой, главный актер, Мэкки-Нож – Константин Райкин, актер аттракцион.

3) Команда братков очень выразительная. Большов, Якубов, Корженков, Тимцуник – этих четверых я очень хорошо запомнил. В программке написан и пятый – Константин Лавроненко, ныне очень известный киноактер, но в спектакле я не обратил на него никакого внимания, стертая внешность, черный усики, даже на большом фото с разворота программки его трудно узнать.

4) Пиротехнические и звуковые аттракционы - взрывы петард и расстрел зрителей из автоматов. Я на первом ряду сидел, очереди выше моей головы прошли, но звуковые эффекты прочувствовал. Отстрелянное колесо автомобиля каталось по залу за моей спиной (квадрофонический эффект, подобный бульканью от падения камешка в воду в «Кьоджинских перепалках»).

5) Пантомима-танец Вдовиной- Полли. Вставной номер с пальто и шляпой на вешалке (в стиле немецкого кабаре).

6) Голуби, вылетающие с моста в зал. Развод моста с влюбленной парой. Для комикса линию Мэкки - Полли упростили, сделали лирической, без брехтовской иронии. Брехту постановка Машкова вряд ли понравилась бы, но вот самому Мэкки – уверен, пришлась бы по душе, очень даже.

7) В роли Филча был негр (Сиятвинда), тоже аттракцион.

8) И последний аттракцион – финал. Повешение с очень натуралистичным дрыганьем ногами. Хэппи-энд Машков убрал (опять таки для простоты), все закончилось чисто-конкретно.

Сам режиссер назвал это театром положительной агрессии. Постановка была, что называется, «мужская», брутальная, как ее главный герой. Машков ставил про себя, про своё поколение (паренек из "Звездного часа по местному времени" оказался в столице и не потерялся).

Посмотрел недавно отрывок (финальный зонг и танец с петлей на шее) из спектакля театра Сатиры 1980 года.
Мэкки играл Андрей Миронов – пластично, с печальной усмешкой. Миронов играл свою тему – тему грустного белого клоуна, Пьеро. Печаль весельчака оттого что жизнь проходит. Между театром Сатиры 1980 года и Сатириконом 1996 - пропасть. И главный герой у Райкина полная противоположность - рыжий клоун, молодой кураж, черные бачки, хищная улыбка и блеск в глазах.
Примечательно, что в финальном монологе Миронов не произносит самую ударную фразу («что значит ограбление банка в сравнении с основанием банка»), в 1980 году она не была ударной и ее сократили. Видимо, та постановка была гранатой без запала (без брехтовского социально запала).

=======

Начинается сатириконовская программка с Брехта, а заканчивается тоже примечательно. В самом конце, после столяров, слесарей и обувщиков идет оружейник.

И билет на спектакль сохранился – тоже был богато сделан, с картинкой из спектакля (улыбающийся Райкин азартно танцует с девицей в малиновом платье и черных чулках). На билете цена – 100 тысяч рублей.

Приложение. Машков-рейтинг.

Видел пять театральных постановок Владимира Машкова (а их и было пять).

1. "Звездный час по местному времени", ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 1992г. (10)
2. "Смертельный номер", ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 1994г. (10)
3. "Страсти по Бумбарашу", ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 1993г. (9)
4. "Трехгрошовая опера", САТИРИКОН, 1996г. (7)
4. "Номер 13", МХАТ, 2001г. (6)
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments