Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Не так ли и ты, Русь»

*
В молодой, брутальной «Трехгрошовой опере» Машкова по зрителям стреляли очередями. Отстреляное колесо автомобиля лихо каталось по залу.
В «Трехгрошовой опере» Серебренникова по залу ходят нищие.

Третье действие начинается незаметно, вытекает из антракта. Попрошайка Филч (Сергей Медведев) оттачивает мастерство на зрителях. Продолжаются театральные аллюзии, так азартно начатые в самом начале спектакля, в первой сцене с участием Пичема (Николая Чиндяйкина) – теоретика и первого режиссера, Карабаса нищенского театра, преобразователя, автора «системы».
К Филчу подключаются и остальные «стажеры», один за одним выходят на сцену и демонстрируют свои «наблюдения». Зрители узнают и аплодируют. Те, кто сидят на дешевых местах, встречают эти «наблюдения» каждый день в метро и электричках. Зрители дорогих мест, наблюдают это на дорогах из окна авто. Постепенно вступление к третьему действию разрастается в огромную многонаселенную сцену, одну из ключевых в спектакле. Даже немного не по себе становится, но что поделаешь, все так и есть, и приходится это «скушать». Здесь у режиссера точный расчет, снайперский выстрел, чисто брехтовская издевка – в фальшивом мире и нищета и сострадание фальшивы. Если в рекламе в роли молока снимается мел, потому что натуральное молоко недостаточно "молочно" выглядит, то настоящий театр – там на вокзалах. Художественный театр по шекспировскому завету держит зеркало перед лицом природы, чтобы страна увидела свое подлинное лицо.
Так третье действие начинается со сцены натуральной, предельно конкретной и актуальной, новодрамовской, чтобы закончится трехгрошовым финалом, символическим, высокотехнологичным, театральным, предельно обобщенным.

Приемы нового европейского театра применяются режиссером обильно. И применяются по делу (потому что русифицированы). Тут и пресловутая коробочка на сцене появляется, фирменный знак сценографии нового европейского театра. Это стеклянная коробочка, внутри за стеклом – Мэкки, параша и табуретка, привинченная к полу. Перед стеклом - «зрители» (телезрители), полицейские, зеваки, фотографируются рядом со звездой на мобильный телефон.

Впрочем, обобщением можно считать все заключительное действие - и финал, и сцену с нищими.
Не так ли и ты, Русь, пытаешься вырваться из девяностых, завязать и остепениться (как Васька Пепел, вор и воров сын, как Мэкки-нож), наступаешь и наступаешь на грабли.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…