Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Не так ли и ты, Русь»

*
В молодой, брутальной «Трехгрошовой опере» Машкова по зрителям стреляли очередями. Отстреляное колесо автомобиля лихо каталось по залу.
В «Трехгрошовой опере» Серебренникова по залу ходят нищие.

Третье действие начинается незаметно, вытекает из антракта. Попрошайка Филч (Сергей Медведев) оттачивает мастерство на зрителях. Продолжаются театральные аллюзии, так азартно начатые в самом начале спектакля, в первой сцене с участием Пичема (Николая Чиндяйкина) – теоретика и первого режиссера, Карабаса нищенского театра, преобразователя, автора «системы».
К Филчу подключаются и остальные «стажеры», один за одним выходят на сцену и демонстрируют свои «наблюдения». Зрители узнают и аплодируют. Те, кто сидят на дешевых местах, встречают эти «наблюдения» каждый день в метро и электричках. Зрители дорогих мест, наблюдают это на дорогах из окна авто. Постепенно вступление к третьему действию разрастается в огромную многонаселенную сцену, одну из ключевых в спектакле. Даже немного не по себе становится, но что поделаешь, все так и есть, и приходится это «скушать». Здесь у режиссера точный расчет, снайперский выстрел, чисто брехтовская издевка – в фальшивом мире и нищета и сострадание фальшивы. Если в рекламе в роли молока снимается мел, потому что натуральное молоко недостаточно "молочно" выглядит, то настоящий театр – там на вокзалах. Художественный театр по шекспировскому завету держит зеркало перед лицом природы, чтобы страна увидела свое подлинное лицо.
Так третье действие начинается со сцены натуральной, предельно конкретной и актуальной, новодрамовской, чтобы закончится трехгрошовым финалом, символическим, высокотехнологичным, театральным, предельно обобщенным.

Приемы нового европейского театра применяются режиссером обильно. И применяются по делу (потому что русифицированы). Тут и пресловутая коробочка на сцене появляется, фирменный знак сценографии нового европейского театра. Это стеклянная коробочка, внутри за стеклом – Мэкки, параша и табуретка, привинченная к полу. Перед стеклом - «зрители» (телезрители), полицейские, зеваки, фотографируются рядом со звездой на мобильный телефон.

Впрочем, обобщением можно считать все заключительное действие - и финал, и сцену с нищими.
Не так ли и ты, Русь, пытаешься вырваться из девяностых, завязать и остепениться (как Васька Пепел, вор и воров сын, как Мэкки-нож), наступаешь и наступаешь на грабли.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…