Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Мне есть что спеть, представ перед всевышним.

.
Трехгрошовый финал.

В миг смерти, когда Мэкки «на своей шее почувствовал вес своей задницы», в сознании у него проносятся картины – всадник, приносящий помилование (последняя надежда на чудо), адское пламя и страх вечных мук. И прозрение окончательной правды о жизни – то, о чем проницательный Мэкки и раньше догадывался, теперь предстает перед его мысленным взором (и перед глазами публики) – «дьяволов водевиль». Вестник (Игорь Хрипунов), который начинал и вел спектакль, зачитывал авторские ремарки, оказывается вестником, посланником дьявола. Помилования ждать не от кого, если и появится всадник, то всадник апокалипсиса. Костлявая кума, невеста с рекламного постера (скелет в фате) предстает в неприкрытой наготе и между ног у «невесты» оказывается не то череп лошади, не то головка костяного члена, а сзади - не то хвост, не то круп. Брехт настаивал на появлении настоящего конного вестника в финале не случайно, здесь нужно что-то экстраординарное. Поскольку лошадью на сцене сегодня никого не удивишь, режиссер нашел выход, сделал всадника по-брехтовски – "весомо-грубо-зримо".

Но это еще не финал, не последняя правда. Когда предсмертные видения пронеслись, зрителя удивляют новым трюком. Мэкки поднимается по вертикальной стене, отправляется в последний путь, идёт по красной ковровой дорожке (по той самой, со свадьбы, один из сквозных символов), идёт на свидание с всевышним. Ему есть что спеть, есть чем оправдаться. А уж каково будет решение высшего судии театр не знает, не может знать. Мэкки поднимается под колосники и всё – занавес.

Финал остается открытым. На темной сцене видно только как ползет дорожка титров, четверостишие последнего зонга – слова, слова, слова. Между прочим, там что-то про лёд, как и в предсмертных стихах Высоцкого

И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?


Женитьба Мэкки.

Спектакль побуждает увидеть знакомый сюжет свежим взглядом.
Возникает вопрос, с чего все началось? А с чего это Мэкки вдруг собрался жениться?
Умен, смел, удачлив, богат, любим женщинами, имел славу самого дерзкого преступника и дружбу с комиссаром полиции – всё схвачено, живи и радуйся.
Роковое решение жениться и привело его на виселицу.
И кто его невеста ? Полли Пичем или та, костлявая?

Мэкки повзрослел, молодость проходит и надо остепениться. Человек неординарный. Наверху все места заняты, но он-то прорвется, растолкает локтями, завяжет с прежними мокрыми делами и откроет банк ("что значит фомка по сравнению с облигацией").
Вот и невесту себе выбрал какую надо. И родственные связи и деловые качества (разборка с подчиненными показала), всё при ней.
Но и от старых привычек не торопится отказываться. Он рад бы в рай, да грехи не пускают. На всякого мудреца довольно простоты. Человек предполагает, а бог располагает.
В критический момент друзья предадут, невеста предаст, любовницы продадут (продадут дважды подряд и он наступит на эти грабли!).

Если отвлечься от криминального антуража, здесь обобщение. Здесь и мироновское печальное «женюсь, женюсь», и последняя гастроль Паратова, перед женитьбой на нефтяных приисках.
И просто грешный человек, любой зритель может примерить на себя - «сколь веревочка не вейся, а совьешься ты в петлю».

Вот это всё Хабенский и сыграл. Поверх текста.
Хотя и текст сыграл вполне. Мэкки ярок, неординарен, харизматичен, изящен. Жест – белые перчатки.
И брехтовское отстранение сыграл, рефлексию. Глаз у актера такой, какой надо – веселый взгляд победителя и печальный взгляд наблюдателя, а потом и жертвы.
Роль получилась многослойная и с тенями от прежних ролей (от спектакля «Калигула» в первую очередь - и воздушный шар-бледная луна у Мэкки в руках).
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments