Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Лукерья Похлёбкина форева.

*
«СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ», Б.Равенских, ТЕАТР САТИРЫ, Москва, 1950/1953г. (5)

Кинофильм, выпущенный в 1953 году имеет отношение скорее к театральному искусству, чем к кинематографическому, так как сделан на основе спектакля театра Сатиры. . Спектакль имел огромный успех у публики, в 1951 году получил Сталинскую премию и в период малокартинья был запечатлён на пленке. Постановщику спектакля Борису Равенских помогала кинорежиссер Татьяна Лукашевич, актерский состав, насколько я могу судить, почти полностью соответствует премьерному, даже Доронина, к моменту сьемок фильма перешедшего из театра Сатиры в Малый театр, вернули на роль Курочкина. Сьемки проводили в театральных декорациях с минимальными включениями колосящейся натуры. Мизансцены выстроены фронтально, в сторону зрительного зала. Судя по всему, фильм дает адекватное представление о спектакле, тем и интересен, театрально-архивно-исторически. Ведь это один самых ранних (по году постановки) театральных спектаклей, о котором можно судить не только по рассказам и фотографиям, но и посмотреть своими глазами.

Живее всех живых.

«Свадьбу с приданым» показали по ТВ Культура к юбилею Татьяны Пельтцер, что имеет символическое значение, поскольку привлекает внимание именно к ее героине.
У Пельтцер там совсем небольшая роль, к тому же в пьесе эта роль целиком отрицательная.
Лукерья Похлёбкина – ходячий пережиток прошлого, собрание недостатков, которые еще встречаются у старых людей. Лукерья ходит в церковь и рассказывает о каких-то там чудесах, она гадает на картах, у нее мало трудодней, т.е. она не очень напрягается в колхозе, зато ходит на станцию торговать ягодами. Ко всему прочему она еще и взяточница, ее исключили из колхоза и она предлагает соседу взятку, чтоб замолвил словечко.

Как же такой мелкий во всех отношениях персонаж вышел в герои? На нее поработало время, ну и актриса, конечно, постаралась.
Положительные герои и моральные образцы пьесы давно канули в лету, нет уже колхозов и трудодней, нет уже бригадиров-орденоносцев, а Лукерья Похлёбкина жива и все ее «пережитки прошлого» благополучно всех пережили – и церковь, и карты, и торговля и взятки.
К тому же, Пельтцер наделила героиню живучестью, неистребимым юмором и обаянием. Актриса совсем не простых и не крестьянских кровей создала маску, которой потом пользовалась много лет.

Там есть и еще один пример отрицательного обаяния – отвергнутый жених Курочкин. Актер Виталий Доронин имел значительно больший успех, чем исполнитель главной роли положительного Максима Владимир Ушаков. Хотя на крупных планах в фильме особенно заметно возрастное несоответствие, Доронин на 10 лет старше Ушакова (и на 15 лет старше невесты Васильевой), в то время как по сюжету Курочкин значительно моложе Максима (на целую войну моложе, другое поколение). Может и зря его пригласили в фильм, но с другой стороны роль уж очень ярко была сделана, не человек, а тип. Кстати, образ созданный Дорониным потом отозвался во многих ролях Вячеслава Невинного.

Теперь о невесте. Героиню Веры Васильевой можно назвать главной советской невестой позднесталинских лет. В другой стране и в другое время сказали бы «секс-символ». Это советский идеал, образец. Актриса здесь необыкновенно выразительна, настоящий уникальный самородок.
По крайней мере в части центральной героини спектакль нисколько не проигрывает, а даже и превосходит кинематографический аналог – фильм Пырьева «Кубанские казаки».
Не смог пока выяснить, видели ли Равенских фильм, когда репетировал «Свадьбу с приданым», но работы во многом близки. Две советских оперетты – много песен и танцев вокруг лирического сюжета (ухаживания, ссоры, свадьба в финале) и трудовых подвигов (пудов с гектара). Формула успеха повторяется один в один, однако за исключением главной героини, копия вышла бледнее, слабее оригинала, более скромной. Песни Мокроусова на стихи Фатьянова уж больно привязчивы, саундтрек Дунаевского сильнее. Да и место действия сказалось – у Пырьева юг, а здесь север (автор пьесы из Сыктывкара и поставлена она была сначала на языке коми).

Пырьевской демонстрации ярмарочного изобилия в киноверсии «Свадьбы с приданным» соответствует несколько крупных планов праздничного стола – прямо-таки экранизация знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище», вышедшей как раз в 1952 году.

Поскольку герои условных советских лент, в отличии от героев нормального кино, думали не только о личных делах, но и работе (где человек вообще-то проводит значительную часть жизни), следует обратить внимание на производственный конфликт. В данном случае "передовая" невеста ратует за научный подход к земледелию, а для "отсталого" жениха-фронтовика, главное – дисциплина. Мэсседж прозрачен: пора возвращаться с войны, не только командовать, но и учиться, учиться, учиться. Самый положительный герой пьесы, как раз самый умный, интеллигентный - агроном, он же парторг ("Фурманов"), он же фронтовой друг Максима. Он и мирит жениха с невестой, как и положено парторгу.
Впрочем, конфликт "дисциплины" и "науки" не носит антагонистического характера. По пьесе они должны дополнять друг друга (проблемы в бригаде у невесты вызваны как раз отсутствием дисциплины у все того же Курочкина).


Любопытно, что в киноверсии спектакля совершенно не присутствует Сталин, бюст Ленина можно заметить в образцовой избе председательши, а портрета Сталина нет. Либо культ личности был не столь тотален, либо Сталина отредактировали задним числом (по данным википедии фильм был восстановлен в 1972 году).

=======

Обсуждение в сообществе - http://community.livejournal.com/sov_kino_ru/62864.html
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…