Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Два разных тайма

*
«В ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ», С.Стрем Рембо, РАТИ, Мастерская Женовача, Москва, 2009г. (8)

В актерско-режиссерской мастерской сыграли актерско-режиссерский спектакль. Правила игры менялись по ходу игры. Первый тайм – актерский театр, второй тайм – режиссерский театр.

Начинается спектакль с замечательно разыгранной очень натуральной, чисто актерской сцены – диалог отставного учителя (Игорь Лизенгевич) и хозяйки квартиры (Ольга Озоллапиня). Островский по-малотеатровски – петельки-крючочки, всё через актеров, через слово. О текста, от столкновения характеров рождается второй план - диалог мужского и женского, возвышенного и приземленного.
За первой и все остальные сцены на квартире учителя разыграны вкусно, подробно с множеством точных деталей и предметов (у дочери учителя - доска и мел, у хозяйки – банка с огурцами из подпольного холодильника). Центральная сцена - лирическая Лизавета – дочь учителя (Катерина Васильева) и Андрей – сын купца (Андрей Назимов).
Основную интригу ведет хозяйка квартиры, ее план по отьему денег у богатого купца можно по-гамлетовски назвать мышеловкой, тем более, что мышеловка на сцене присутствует (вместе с чешской «Воспитанницой» уже две подряд мышеловки в постановках по Островскому, и ведь не сговаривались!)

Антракта между таймами нет, перемена правил игры происходит постепенно и начинается сразу после того, как действие переезжает в дом богатого купца (а на сцене действие переезжает из левого угла в правый – тем самым пространство включается в игру). Переход в другую среду сопровождается постепенной сменой режиссерской манеры. Ключ к новым правилам задает новый персонаж, в пьесе он даже не второстепенный, а третьестепенный – младший сын купца Капитон. Постановка начинает мало-помалу отстраняться от пьесы, возникает зазор, игровая дистанция. Особенно забавно выглядит игра с именами героев - купца Тита Титыча называют Кит Китыч, Капитона – Купидоном.
Все дело в том, что сыновья папаши-самодура не унаследовали его характер, старший – робкий влюбленный, а младший и вовсе блаженный – он увлекается театром. Обнаружив в пьесе такой персонаж, театр просто таки обязан был проявить себя и отыграть «театр в театре», что и было сделано сначала исполнителем роли Купидона Антоном Пресновым, а затем и постановщицей.

Кульминация второй части пьесы – перелом, внезапно происходящий в настроении и планах купца-самодура. Очень характерный для Островского сюжетный поворот ставит перед актером очень сложную задачу. Подробного обоснования чудесной перемены в тексте пьесы нет, Островский обычно отдает это на откуп театру – актер должен обосновать, сыграть, подготовить (с чего это вдруг). Для дипломного спектакля задача почти невыполнимая из-за возрастных ограничений, все роли исполняют студенты ровесники. Аналогичная проблема возникала и в постановке «Не всё коту масленица» в Школе-студии МХАТ. Там проблему даже не решили, а разрубили, назначили на роль купца-самодура Константина Райкина, который устроил мастер-класс своим ученикам.

Финал спектакля уже совсем отстранен от текста пьесы, действие оттеснено вглубь сценического пространства (а первые сцены играли на авансцене вплотную к зрителю, чтобы каждое слово, каждая интонация, каждая петелька и каждый крючочек были заметны).
В финале мы видим уже не объективное изложение событий, мы начинаем смотреть на происходящее глазами одного из персонажей, этого самого Купидона – персонажа далекого от реальности, витающего в эмпиреях. Он от сцены к сцене все активнее берет спектакль в скобки, вылезает вперед (из-под стола), становится между зрителями и остальными действующими лицами. Спектакль окончательно отрывается от буквального следование сюжету пьесы и финал становится открытым – чередой немых сцен, бесконечным выяснением отношений двух семейств-антиподов. Купидон смотрит на жизнь как на театр, а зрители наблюдают за наблюдателем и видят уже театр в квадрате.

Команда Мастерской Женовача под руководством иностранного тренера-стажера сыграла на поле Островского два разных тайма и оба выиграла.
Tags: ГИТИС, Мастерская Женовача, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments