Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Шарль Жерар.

*
"АНДРЕ ШЕНЬЕ", Дж.Дель Монако, БОЛОНСКАЯ ОПЕРА, 2006г. (6)

Трагическая оперная любовь на фоне подлинных исторических событий. Время действия оперы с точностью до дней совпадает с узловыми точками истории французской революции, свержение короля – свержение Робеспьера, 1789-1794.
Особый интерес (и в опере и в постановке) представляет взаимодействие исторического фона и любовной истории. Опера хороша тем, что частная история поэта и Большая история связаны на содержательном плане. Самый интересный с театральной драматургической точки зрения образ – третья вершина любовного треугольника Жерар (сначала слуга, а потом один из вождей революции). Треугольник главных персонажей в «Андре Шенье» сходен с «Тоской», два романтических голубка, любят и гибнут, но вот третий персонаж это не оперный злодей Скарпиа, образ развернут довольно неожиданной стороной. Жерар - персонаж рефлексивный, он начинает действие, он его и заканчивает, тем самым становится лицом от автора, остальные – оперные действующие лица, у них простые и сильные чувства, а у него размышления «о времени и о себе»

В постановке Дель Монако Мадлен (Гулегина) и Жерар (Гуэльфи) малоподвижны, актерски интересен только Хосе Кура в заглавной роли (есть в нем поэтическое благородство). Впрочем «тяжелые» голоса Гулегиной и Куры хорошо сочетаются, звучание "темное", что отлично вписывается в постановку.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно»

Постановка темная, что является постановочным решением, солнечный свет – центральный образ в поэзии Шенье, находится где-то за сценой, за пределами реальности, а в реальности – темнота. И революция нисколько не меняет картину, на смену одной тирании пришла другая. Образ «мир = темница» в финале приобретает законченный вид, в паузе между 3-м и 4-м действием сверху опускается решетка и отделяет сцену, погруженную в полную темноту, от зрительного зала.

Мораль басни.

В финале болонской постановки два «голубка» забираются вверх по решетке и просовывают руки словно крылья – «любовь побеждает смерть», по оперному красиво, эффектно.
Однако в опере смысловую точку ставит Жерар, он появляется в последний момент с ответом Робеспьера на просьбу помиловать Шенье. Такой сюжетный ход создает интригу (казнят-не казнят). В спектакле интригу зачем-то исключили, решив видимо что зритель и так знает, что Шенье закончил жизнь на гильотине. Это обеднило постановку не только в драматическом но и в содержательном плане.
Робеспьер написал "И Платон изгонял поэтов из своего Государства". Тем самым Робеспьер подписал смертный приговор Шенье, но ведь не только ему, этим он подписал смертный приговор и самому себе, как историческому лицу, своему «проекту», революционному государству.

Не стоит село без праведника, не стоит государство без поэта. Вот такова, собственно, мораль оперы в постановке Дель Монако не прозвучавшая.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments