Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Мальчики подросли

*
«БЕСЫ», А.Коручеков, ГИТИС, Мастерская Женовача, Москва, 2009г. (10)

Выглядит прямым продолжением «Мальчиков» предыдущего выпуска Мастерской Женовача. Там режиссер «Бесов» Коручеков играл Алёшу Карамазова. Передача эстафеты в самом непосредственном виде. Продолжена и содержательная линия (освоение идей Достоевского) и формальные поиски (прямой перенос прозы на сцену).
В той же аудитории N39 на тех же ступеньках продолжают начатый четыре года назад разговор.
Представить «наших» из романа «Бесы» подросшими мальчиками из «Братьев Карамазовых» сильная спектаклеобразующая идея.

Ход от «мальчиков» к «нашим» открывает неожиданный ракурс, новый взгляд на героев «Бесов». Принято рассматривать совокупность романов Достоевского в качестве единого цикла, гипер-романа. Завершение цикла «Братья Карамазовы» и уже за горизонтом – замысел следующего романа, где Алеша Карамазов - революционер. Но если не следовать хронологическом порядку, «Бесов» можно рассматривать и как продолжение «Карамазовых».

Ход от «мальчиков» к «нашим» хорош также тем, что помогает преодолеть возрастные ограничения студенческого спектакля. Студентам легче сыграть взрослых персонажей, если в них увидеть ровесников-мальчиков (те, которые кидали камнями в первом спектакле, во втором стреляют из револьвера).

Сразу замыкается цепь, когда видишь таких молодых Шатова (Никита Московой) и Кириллова (Игорь Лизенгевич) – русские мальчики, то что нужно! Их сразу узнаешь и принимаешь. И речь, и пластика, и подробный психологический рисунок у каждого свой, и у каждого своя «система».
Но вот такой же «мальчик» Верховенский (Александр Прошин) поначалу выглядит упрощением и утеплением. Мелкий бес, не только ростом мелкий, бес-мальчик, это вроде и не бес, бесенок, обаятельный, азартный. Поначалу это кажется вынужденным компромиссом, однако очень быстро спектакль убеждает, что и в Верховенском есть «мальчик Петруша» и этого героя можно сыграть так.
Сложнее обстоит дело со Ставрогиным. Та же проблема и в «Мальчиках» была – с Алешей Карамазовым, оба не-мальчики среди мальчиков. Театральное решение сходное – Ставрогин (Сергей Чирков), как и Алеша, больше молчит, сидит спиной к публике, в застегнутом пальто, в шляпе надвинутой на лоб. Он находится будто за скобками, образ лишь намечен, есть ощущение, что он раскрывается где-то за границами спектакля, в других частях романа, а в этом отрывке представляет загадку. И намечен контур очень верно.

Но в "Бесах" не только продолжение «Мальчиков», но и отражение в зеркале (в бесовском зазеркалье), где правое становится левым. Смерть Шатова рифмуется со смертью Илюши в «Мальчиках», но и сцена родов с ней же рифмуется. Рождение человека и убийство человек следует вплотную одно за другим, что вызывает сильнейшую эмоциональную включенность, амплитуда чувств от взлета к падению.

На месте программной речи Алеши у камня здесь тоже программный и провидческий монолог Верховенского :

учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш.
Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш.
Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши.
Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш.
Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!
Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред "дешевкой".
одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь - вот чего надо! А тут еще "свеженькой кровушки", чтоб попривык.


Верховенский говорит о будущем, а его слова воспринимаются как злободневная «почвенная» публицистика о нашем недавнем прошлом (и настоящем).

Наши

Театральная композиция не стремится перенести на сцену весь роман, это не спектакль роман, каким является, например, спектакль Додина. Здесь внимание сосредоточено на одном сюжетном узле, на одной группе героев. И за счет концентрации женовачи даже в чем-то выигрывают у додинцев. Слабым местом (пожалуй единственным) спектакля МДТ были «наши».

Там было отстраненное карикатурное изображение ненавистных Додину социалистов-нигилистов. Но стоит представить на месте «наших» - мальчиков, отстраненность исчезает, эти «наши» становятся нашими родными и сцена заседания оказывается не только сатирической.
Когда сыграно так горячо, так живо, зритель не может отстраниться и холодно-презрительно посмеяться над Липутиным, Лямшиным, Шигалевым (даже держа в голове развитие этих персонажей в 20м веке, как это делал Додин).
Они не бесы. Не они бесы.
Бесы – вирусы поразившие мальчиков (вирусы нигилизма, безверия, искушения властью, самоуничтожения). Отделить больного от болезни – вот что удалось женовачам.
Разговоры "наших" выглядят очень современно и узнаваемо. Пока зрители рассаживаются, мальчики сидят вокруг стола и говорят, говорят - так похоже на споры в ЖЖ, хочется распечатать и перечитать внимательно, проследить аргументацию.
А потом, когда студентка на собрании хочет «заявить о страдании и о протесте студентов», ждешь, вот сейчас она расскажет, как в ГИТИСе ректора меняли.
Гинкас в «Нелепой поэмке» вывел на сцену Ивана Карамазова в кедах, здесь и кедов не потребовалось.
Tags: ГИТИС, Мастерская Женовача, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Journal

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…