Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

.
Осваиваю баснословно богатый массив текстов в ЖЖ arsenikum о советской жизни (как это работало и почему развалилось).

Многое вспоминаю (именно так всё и было!), кое-что открываю, ну и вопросы возникают.
Вот, например, восьмая глава - КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ВИТРИН.

»В стране, в которой товары в основном были «сделано в СССР», витрина магазина становилась зеркалом, в котором нация видела себя. Мастеровиты ли мы, изобретательны, трудолюбивы, умны, наконец? И что же она там видела? Да в общем, немного хорошего. Без учёта этого обстоятельства не объяснить, почему вполне вменяемые русские люди заражались презрительно-небрежным отношением к собственной стране и, в конце концов, к самим себе.

Всё материальное, предметное, из чего складывалась мозаика обыденной жизни, проигрывало не только условным «западным аналогам», но и производимому в прошлом.»


Немного заострено для ясности, но очень точно, ППКС !

Однако, мысль сразу же дальше бежит. В чем же проблема советских витрин ?
В недостатке материального (хороших товаров) или идеального (самоуважения)?
Может проблема в том, что "товары в основном были сделаны в СССР"?
Витринами гордиться, это было обязательным условием для самоуважения?
Что мешало купить товары за рубежом?
Непременное желание обеспечить самодостаточность, чтобы СССР был сразу и швец, и жнец, и на дуде игрец?

Представим простейшую модельную ситуацию. Живут в деревне швец, жнец и на дуде игрец. Все трое носят сапоги пошитые швецом, все трое едят хлеб выращенный жнецом, а когда праздник (свадьба, крестины, да просто выходной) игрец всех музыкой развлекает. И никто не комплексует, не заражается «к самому себе презрительно-небрежным отношением» (почему это я швец на дуде так плохо играю, почему я жнец такие неудобные сапоги пошил). Каждый гордится своим делом и все процветают.

Может в СССР не было чем гордится, не было что сменять на «товары для магазинов»?
Ответ в том же тексте содержится и все его знают из стихов

«мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей»

Автор цитату приводит и сразу же добавляет «но этого мало для самоуважения»
А я говорю – стоп, разве мало?

Разве нельзя было обменять ракеты, турбины и балетные спектакли на куртки, телевизоры и пластинки Битлз (мюзиклы с Бродвея)?
Про сырье, энергоносители, и разный лес-титан-черную икру, я даже не говорю, сырьем торговать легко, но гордиться сложно, невелика заслуга добыть и вывести, а вот «ракетой» или «балетом» гордиться можно.
И по-моему это много лучший повод для гордости, чем телевизор или модная куртка.

Опять же самодостаточность при таком раскладе не сильно подрывалась. Случись какая в мире заваруха, без ракет стране точно кранты, а без новой куртки можно перекантоваться, год-другой старую поносить.

Подобное разделение почти по каждой отрасли было. Мелочевку в СССР не умели делать, а с крупными формами всё в порядке было. А самодостаточность, самостояние самоуважение народа именно крупные формы обеспечивают (кости целы – мясо нарастет).
Зачем делали «советские микрокалькуляторы, самые большие микрокалькуляторы в мире»? Можно было обменять один «Эльбрус» (Эльбрусы хорошо получались) на миллион микрокалькуляторов и всех инженеров обеспечить.
В танцах заграница нас превзошла – меняем тысячу их маленьких танцев на одну нашу большую симфонию.

Так почему не реализовался такой сценарий процветания? Что мешало? Ответ надо в рамках экономики искать (допустим не хватало Эльбрусов, чтобы все потребности в калькуляторах покрыть ) или ответ за рамками экономики находится, а с чисто экономической точки зрения сценарий вполне реален?

Меня конечно качественный подход интересует, без цифр. Я понимаю, что это предмет науки и специальных знаний, у меня их нет, даже если кто-то рассчитает и покажет, я все равно переварить, проверить не смогу, поэтому на пальцах, ведь и вопрос в общем-то детский, простодушный.

Мы человечество вперед двигаем, в космос (и физический и духовный), а человечество нас за это одевает в красивое и удобное, развлекает, кормит деликатесами (хлеб сами печем, лучше всех в мире).
И все довольны, гармония. Почему не состоялось?
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…