Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Сон в весеннюю ночь.

*
«СНЕГУРОЧКА», Г.Сидаков, РАТИ, Мастерская Женовача, 2008г. (8)

Инновационно-минималистическая постановка пьесы Островского. Драматургический текст превращается в спектакль прямо на глазах публики. При этом от публики требуются некоторые усилия, нужно принять непривычные правила игры и напрячь фантазию. Не у всех получается, несколько пар свалили во время действия (спектакль идет без антракта).

Пустая сцена, пустой задник, нет ни декораций, ни костюмов. Человек от театра ходит с книгой и читает авторские ремарки, руководит процессом (сцена обнажена и прием обнажен). Сценическое пространство формируется только светом/тьмой. Работу осветителей делают участники спектакля с переносными прожекторами, все одеты в обычное современное, ребята с улицы.

Правила игры в русле экспериментов Мастерской Женовача по театрализации текста. Подлинная новация совершается против течения, против нынешнего театрального мейнстрима, который бежит от текста, как черт от ладана, по бил-гейтсовски стремится заменить слова какими-нибудь «иконками» - картинками, песнями-танцами-фокусами, пластикой, а если без текста нельзя – его расчленяют на слова, слога, звуки.

А здесь не «картина маслом», здесь рисунок, карандашный набросок. Образы не отвлекают от текста, текст восстановлен в правах и результат впечатляет. Чистый текст, не раскрашенный звучит очень весомо. Когда первый план прорисован без нажима, легко-эскизно, театр и зритель может заглянуть глубже.

Аскетичный, простой театр из света и актерской энергии – можно вспомнить «Доброго человека из Сезуана» и обратить внимания на принципиальные различия, любимовский спектакль был открытый, прямой и ясный, спектакль – манифест (и эстетический и социальный), «Снегурочка» Сидакова – спектакль закрытый (как и сама Снегурочка). Там есть моменты узнавания и включения – лирические (любовный четырехугольник очень убедителен) и комические (скоморохи блеснули!).
Однако здесь играют, но не заигрываются, не ограничиваются тем, что на поверхности, не увлекаются узнаванием, наметили и проходят дальше, осторожно, наощупь идут по краю (спектакль темный) и заглядывают в бездну.

Пьеса Островского о вещах универсальных, о "всеобщих структурах" и в таком нераскрашенном виде в ней проступает сходство со «Сном в летнюю ночь» (то же трехэтажное строение мира и слепая стихия любви).
А полная противоположность финалов многое может сказать о разнице менталитетов, так сильно наша весенняя ночь отличается от их летней с обязательным хэппи-эндом.

В финале актеры исчезают в темноте, в луче света оставляют книгу – так дирижер по окончании оперного спектакля поднимает партитуру и переадресует аплодисменты автору.
Tags: ГИТИС, Мастерская Женовача, театр
Subscribe

  • Темы 2011. От «Б» до «Й».

    . Проснулся в другой стране :) Выпал снег, всё так бело, пушисто и пустынно за окном. Новый год начинается с абсолютно чистого листа. 2011-й сразу…

  • Поезд не ушел!

    * " I REST MY CASE", Dana Gillespie, 2010г. (7) 24 апреля умер Сатья Саи Баба - индийский гуру Даны Гиллеспи. Хотел послушать сборник “Songs Of…

  • Первый блин Даны.

    * "FOOLISH SEASONS", Dana Gillespie, 1968г. (5) Дебютный альбом Даны Гиллеспи. Ушла из воднолыжного спорта из-за травмы и запела (*). Но еще не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Темы 2011. От «Б» до «Й».

    . Проснулся в другой стране :) Выпал снег, всё так бело, пушисто и пустынно за окном. Новый год начинается с абсолютно чистого листа. 2011-й сразу…

  • Поезд не ушел!

    * " I REST MY CASE", Dana Gillespie, 2010г. (7) 24 апреля умер Сатья Саи Баба - индийский гуру Даны Гиллеспи. Хотел послушать сборник “Songs Of…

  • Первый блин Даны.

    * "FOOLISH SEASONS", Dana Gillespie, 1968г. (5) Дебютный альбом Даны Гиллеспи. Ушла из воднолыжного спорта из-за травмы и запела (*). Но еще не…