Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В начале было слово, а потом слова, слова, слова.

*
«+1», Е.Гришковец , 2009г. (6)

Перед началом автор-исполнитель сообщает, что давно не выпускал моноспектаклей. После премьеры «Дредноутов» почти восемь лет прошло, срок достаточный, чтобы отделить три первых «гришковца» (уже можно сказать «классических»: «Как я сьел собаку», «Одновременно» и «Дредноуты») от четвертого. Должны обнаружится какие-то перемены, но поначалу кажется, что никаких пернмен нет. Радостное узнавание, тот же Гришковец, которого помним, знаем, любим, читаем в ЖЖ.
Говорят, отсутствие новостей это уже хорошая новость. Однако в данном случае, отсутствие перемен означает перемены к худшему, новизна уже пропала, а что взамен?
Название «+1» прочитывается как «еще один гришковец», 3+1=4, четвертый, а потом будет пятый и т.д.

Те же темы, та же манера, та же структура, тот же плотный контакт со зрителем, те же правила театральной игры. Пока идут первые прогоны, заметны эпизоды, где «скелет» (структура) движется отдельно, а «мясо» (речевой поток) – отдельно. Но уже видно, что организм живой и со временем срастется, мясо прирастет к скелету.

Изменились некоторые привходящие обстоятельства.
Другая площадка. Премьера «Дредноутов» проходила в Центре им.Мейерхольда (на фестивале НЕТ), а нынешняя - в ТЦ «На Страстном».
Сдвинулась время сеанса (было в 19-00, стало в 21-00).
Казалось бы мелочи, но они существенны, из-за них в зале находится совсем другая публика. Была фестивальная, а стала - «своя». Гришковец уже давно и сознательно начинает спектакли в 21-00, для тех, кто работает, а не для праздных театралов, таким способом он хотел отобрать свою публику и преуспел в этом.
Если воспользоваться телевизионным сравнением, Гришковец переехал с канала «Культура» на главные ТВ-каналы. Но он еще не определился на какой именно, на НТВ или на «Первый», в новом спектакли есть признаки и того и другого формата. Сохранились и некоторые «культурные» атавизмы. Они, а также неопределенность вектора, отсутствие прописки в формате, делают спектакль живым и интересным и для тех, кто находится вне телевизионного формата (точнее говоря, для тех, кто как я, находится в формате канала Культура, про других не берусь судить).
А если вернуться к театральным сравнениям, "+1" уже не золотомасочный спектакль, но еще не антреприза.
Своя публика уже начинает диктовать и автор уже начинает прогибаться. Как только он увлекается "философией", "скучными" темами (те самые «культурные атавизмы»), интерес теряется на глазах, нет живых реакций и сразу будто за поводок дергают, игра возвращается к привычному узнаванию («я такой же, как вы» - основное правило игры в театре Гришковца), тут публика вновь оживает (спектакль идет под постоянные смешки и аплодисменты).

В первых классических спектаклях рядом с маленьким Гришковцом обязательно присутствовало и нечто большое, в «Дредноутах» это «большое» было названо непосредственно. Возникал контрапункт, возникало напряжение, публика не только радовалась узнаванию, но и была озадачена..
Теперь «мильён разменяли по рублю», один дредноут - на мильён шлюпок, и в каждой шлюпке маленький морячок гребет маленькими веслами. Зрители узнают в морячках-гришковцах себя - и я тоже рубль, и меня приплюсуйте, я тоже «плюс один» (название можно и так прочитать).

Собственно, ЖЖ это как раз то самое место, где «мильён меняют по рублю», поэтому Гришковец так уместен в ЖЖ, так органичен в ЖЖ-формате, так интересен, а его посты - украшение френдленты. "+1" - первый спектакль ЖЖ-юзера e_grishkovets. ЖИВОЙ, но все-таки ЖУРНАЛ. Вот как у Достоевского есть «Дневник писателя», а есть «романы и повести», так у Гришковца есть блог и спектакль «+1», а есть классические спектакли-дредноуты.
Если судить по меркам дредноута, от «+1» остается ощущение несостоявшегося разговора. Что-то намечалось, но растеклось – на досужие разговоры, на «слова, слова, слова». Об этом ведь и в спектакле сказано открытым текстом, автор не кокетничает, когда сообщает, что «меня никто не знает», "я не могу о себе рассказать", потому что нет СЛОВ (особенных, только для этого случая подходящих), приходится пользоваться обычными словами, словами, словами, стертыми как пятаки (из-за инфляции пятаки вышли из употребления, поэтому лучше сказать «стертыми как рубли»).
В том то и штука, что каждая шлюпка особенная, что там сидит тот самый отдельный «плюс один» к общей массе, но как эту особость передать? Тут какая-то самость нужна, какая-то гордость, смелость, непрогибаемость, ведь публика ждет другого, она ждет «похожести». Пример - одна из сквозных тем Гришковца, «с чего начинается Родина». Он опять признается в любви к Родине, флажок держит, космический скафандр одевает, но всё что-то комплексует, словно извиняется и оправдывается (вдруг заподозрят в «квасном»). Он стесняется любви и не из-за естественной стыдливости, а из страха, из-за прогиба , понимает, что признаваться в такой любви не принято «в приличном обществе». Кстати, в трейлере к спектаклю космический шлем был с надписью СССР (и в руке триколор – хорошо смотрелось), а в спектакле на шлеме написано RUS. Прогнулся и шлем-дредноут заменил на шлем-шлюпку ?
=======
UPD.
Пересмотрел трейлер, оказалось, что надпись RUS (черными буквами) была на шлеме и располагалась поверх надписи СССР (красными буквами), и обе были хорошо заметны на крупных планах, а вчера на сцене я не заметил СССР (надо было в бинокль посмотреть :).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments