Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Семьдесят пять – ягодка опять.

.
В этом году исполняется 75 лет актерам, родившимся в 1934-м. Очень сильное поколение (Лановой, Басилашвили, Фрейндлих). Молодость пришлась точно на время оттепели, зрелость - на времена расцвета советского театра 60-х - 70-х годов.

В возрасте 75 лет и старше у актеров может появиться совершенно новое качество.
Понятно, что "биологический аппарат" сдает – двигаться тяжело, проблемы с памятью и общая слабость-неуверенность мешает играть полноценно. Скажем в ролях стариков и старух, типа Князя в «Дядюшкином сне», которые дают играть таким актерам, ИГРАТЬ дряхлого человека, а не БЫТЬ дряхлым.
Публика актерскую недостаточность прощает, поддерживает звезд, встречает и провожает аплодисментами – за прошлые заслуги, просто за то что они (актеры) есть. Но все-таки хочется бОльшего, настоящего театра без скидок на возраст и как раз новое качество, только с возрастом и приходящее, компенсирует старение аппарата. Убыло в одном месте – прибыло в другом. У молодого вина одни качества, оно пьянит, а у выдержанного, 75-летнего другие.

За этим новым качеством и идешь в театр, когда играют «старики» (впрочем, многие ходят просто посмотреть на живых легенд, как в музей, а я люблю не музейный, а живой театр).
Однако обнаруживаешь новое качество далеко не всегда, в этом году я видел Ланового в «Последних лунах», Р.Янковского (которому 79) в «Земляничной поляне», а вчера – Фрейндлих и Басилашвили в «Дядюшкином сне». В прошлом сезоне видел Броневого в «Женитьбе» (ему тогда было 79).

*) строго говоря, и Лановому и Фрейндлих и Басилашвили не было 75-ти, когда я видел их на сцене, но я считаю с точностью до года, а не до месяца и дня :) К тому же «75» рубеж условный, просто оттолкнулся от года рождения звезд БДТ.

Так вот – у Ланового новое качество было (какая-то часть его романтически приподнятой мужской манеры игры усохла и затвердела, возраст добавил новые черты стойкости, такая прямая спина, такой насыщенный голос в 75 лет, производит впечатление).
Янковский по крайней мере не тормозил спектакль, а вел его.
А вот у Броневого и вчера у Фрейндлих и Басилашвили никакого нового качества не было заметно, только «старые качества», оболочка известных штампов уже не наполненная никакой энергией.
Не собираюсь делать выводы из одного спектакля, и не собираюсь винить только актеров, режиссер должен очень постараться, чтобы включить в спектакль пожилого актера так, чтобы раскрыть новое качество и скрыть немощь, спектакли Захарова и Чхеидзе - неудачны, такие же оболочки без воздуха, без напора, да и молодые актеры выглядели в них такими же скучными, как «старики».

Но все же, все же, все же.

Вспоминаю, как играли актеры еще более старшего, дооттепельного поколения, начинавшие в сталинские времена. У них приобретенное с возрастом новое качество было заметнее, они были интереснее и в самом преклонном возрасте. МХАТовцы Прудкин (85 лет) и Степанова (78 лет) в «Живом трупе», малотеатровцы Самойлов (83 года в «Не было ни гроша») и Анненков (98 лет в «Царе Борисе»), Лебедев (78 лет) в «Вишневом саде» МДТ, Пельтцер (84 года) в «Трех девушках в голубом».
И даже если постановки были не бог весть что, актерское мастерство 75-летней выдержки всё равно впечатляло, отдельно от спектакля (Степанова в «Московском хоре», Плятт в «Последнем посетителе»).
Что же случилось с шестидесятниками, почему они сдали так сильно?
Недавно читал статью М.Давыдовой «От оттепели к маразму» (http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/7855/) о постановке Виктюка по пьесе Гафта в «Современнике» (Гафту исполняется 74, Виктюку 73 – то же поколение). Спектакль я не видел и не собираюсь, Давыдова, надо отдает ей должное, не ограничилась уничтожительной оценкой спектакля, а взглянула шире, копнула глубже. И обобщила буквально к «Дядюшкину сну» БДТ - Сходную неловкость испытываешь … увидев на экране рассуждающего о жизни и искусстве Евтушенко; посмотрев поздние фильмы культового российского кинорежиссера, снимавшего некогда обаятельные святочные кинокомедии; оказавшись на каком-нибудь спектакле, в котором играют корифеи товстоноговского театра.
А затем вышла на тот же вопрос: почему «поздние творения подавляющего большинства наших шестидесятников вызывают оторопь?»
М.Давыдова находит обьснение и даже два, но, как всегда в последнее время, я категорически с ней не согласен, не согласен с обоими тезисами.

Шаг первый: Страна, пожравшая в годы сталинизма собственную рафинированную культуру и на протяжении десятилетий воссоздававшая жалкое подобие этой культуры из получившихся в итоге экскрементов

Знакомые речи, недостаток доказательной базы компенсируют хлестким выражением . Что ж возразим примерами «экскрементов» – в кино (от великого Эйзенштейна до непритязательного Тутышкина), в музыке (от симфонических Прокофьева и Шостаковича до песен Дунаевского), в литературе (Платонов, Пастернак).

Шаг второй: Искусство 1950—1960-х годов не ведало метафизических проблем и экзистенциальных глубин, да и с формальной точки зрения было, как правило, очень незамысловато, далеко от европейского культурного контекста тех лет.

Второй антисоветский штамп. Эфрос, Товстоногов, Ефремов, Любимов, Тарковский от европейского контекста может и далеки, но нисколько не ущербны, метафизичны и глубоки по-другому, по-своему.

У такого «незамысловатого» искусства короткое дыхание – вот вывод Давыдовой.

В репликах к ее статье был и другой вариант ответа.

the_vobla: шестидесятники росли в душной, лишенной практически всех витаминов атмосфере. их жизнь и творчество были посвящены большей частью одной теме - борьбе с системой. миссия полезная, но несколько однообразная. в результате, когда система рухнула, они были уже облысевшими морщинистыми существами, которые так и не смогли понять новый мир, о котором когда-то так вопияли

Первый тезис «душный» давыдовский (тот же Лановой его легко опровергает просто фактом своего существования). А вот следующий поворот по-моему верен. «Борьба с системой» действительно уводила от метафизических проблем на поверхность, и когда «противник их предал» (система развалилась) они продолжают молотить руками воздух.
Это может обьяснить неудачи со «Сном Гафта» и другими попытками шестидесятников сыграть-обыграть Сталина. Но классика, Достоевский, Гоголь, почему и здесь "оторопь"?

В общем, с выводом Давыдовой я не согласен, а своего у меня нет, есть только констатация – что-то «не то» с нынешними стариками.

А с другой стороны... :)

Когда зритель обсуждает 75-летних (и старше) актеров, которые выходят на сцену (и то ли обретают «новое качество», то ли нет; удовлетворяют зрительские требования и ожидания, или нет), ему - зрителю - полезно задуматься:

а) дотянет ли он сам до 75-ти ?
:)
б) если дотянет, сохранит ли физическую возможность просто приходить в театр и сидеть в зале три часа? (а не то что на сцену выходить, текст запоминать)
:)
в) сохранит ли интерес к театру ?
:)
много вы видите в театральных залах 75-летних зрителей ?

многим зрителям чуть за 40, а они уже сходят с дистанции - устали от театра, разочарованы его нынешним «плачевным» состоянием («плачевным» потому что, когда им было 20, трава была зеленее).

=======

Продолжение темы - http://lev-semerkin.livejournal.com/208100.html
Tags: М.Давыдова, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…