Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Всё выше…

*
«IMPRESSING THE CZAR», У.Форсайт, КОРОЛЕВСКИЙ БАЛЕТ ФЛАНДРИИ, 2005(1988)г. (10)

Одна из самых твердых и самых золотых десяток в моей театральной коллекции..
Тотальный театр, как и было сказано (в буклете).
Танец был, и видеоарт был, и драматические сценки, и эстрада и цирк и шоу, и занавес и подиум и микрофоны, и всерьез было, и в шутку было.
Театр тотальный не только по формальным признакам, из-за сочетания разных форм, видов, жанров и стилей.
Театр, тотально организованный вокруг концепции (Пина Бауш – ближайший аналог такого тотального концептуализма, спектакль Форсайта можно назвать «балетом» в той же степени, что постановки Бауш, например «Мойщика окон»).
Театр тотальный и по степени обобщения – попытка создать всеобщую модель, рассказать ВСЁ, последнюю правду - о мире, о жизни, о современности. Подобный масштаб замысла и подобная степень полноты очень редко встречается, в драматическом театре могу вспомнить «Пьесу без названия» Додина («что такое жизнь? – пьеса без названия»), шекспировскую трилогию Некрошюса (трехмерное пространство - «Гамлет», «Макбет», «Отелло»), «На дне» Эфроса («что за дом стоит?»).

Отклик на тотальный спектакль по идее должен быть тоже тотальным. Спектакль цельный и абсолютно прозрачный (ясный до самого дна), но ни последовательное описание, ни прямолинейная формулировка концепции для отклика не годятся. Зачем описывать то, что нужно смотреть, зачем формулировать то, что не ловится словами-терминами, а выражается образами.
Верный путь – подобрать несколько собственных образов-ассоциаций-аналогий, каждый из которых укажет на одну из важных сторон целого, а все вместе наведут на главную концепцию.

Форсайт в Королевском?

На одну из прошлых Золотых Масок привозили программу «Форсайт в Мариинском», вечер хореографии, несколько номеров, обьединенных только именем хореографа, демонстрация авторского стиля.
Так вот “Impressing the Czar” это не «Форсайт в Королевском», не подборка номеров, а целостный спектакль в четырех частях. Части не связаны ни сюжетной линией ни последовательным изложением идеи. Они не образуют замкнутую фигуру на плоскости, это нечто целое, но разомкнутое, фигура лежащая в нелинейном «неэвклидовом» пространстве.
Четыре части собраны не хаотично, представлены не через запятую, они подчинены логике, иерархии.
Однако вопрос, какой из номеров является главным, не имеет ответа.
Конструкция нелинейная. В зависимости от угла зрения на первое место (на царский трон) могут претендовать три из четырех частей (впрочем каждую из четырех можно рассматривать и отдельно, как самостоятельные функционально законченные "блоки").

Первый "блок" (Potemkin’s Signature) – первый и самый явный претендент на статус главного, потому что остальные три входят в него составными частями (в него конечно не только они входят, но и много чего другого, возможно другие постановки Форсайта, которых я не видел, а возможно и те, что существовали только в его воображении, а реализованы не были).
Первый балет это текст, а остальные три – комментарии к тексту.

Второй балет - In the Middle, Somewhat Elevated - имеет не меньше оснований претендовать на трон. Он находится в середине, как центральный элемент композиции, вершина горы – ничего лишнего, никаких предметов, только человек и небо. Самый ясный, чистый, однородный, прямой как ствол дерева очищенный от веток, сучков – голый принцип, смысловой стержень. Он безусловно самый балетный, единственный бесспорно балетный (а балет может претендовать на трон как высший, самый рафинированный вид театра).

Два первых отделения спектакля – высказывания всерьез, затем в третьем отделении показаны две шутовские реплики. Их можно назвать "скерцо" и "финал".
Третья часть – очень короткая реплика, анти-балет, к тому же там выворачивают наизнанку, осмеивают главный символ второго балета – золотые вишни (их сравнивают с ягодицами, обтянутыми золотой тканью). Золото имеет оборотную сторону – золотой телец. По отношению к первой части, третья это выжимка, резюме, «театр как аукцион».

=======
обсуждение темы и доп.материалы - http://sen-semilia.livejournal.com/170764.html

=======
продолжение отклика - http://lev-semerkin.livejournal.com/206182.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/206561.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/206807.html
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments