Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Топ-менеджер в зазеркалье.

*
«РУСАЛКА», Р.Карсен, ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА, 2002г. (9)

Всех (не исключая и себя :) поздравляю С ДНЁМ ТЕАТРА!

Уже второй год праздную день театра с подарком от Роберта Карсена (и от llliu, Лиу - отдельное спасибо и отдельное поздравление :).
В прошлом году был озёрный "Трубадур", в этом – комнатная "Русалка". В первом спектакле сцена была в воде. Во втором – вода на сцене. Есть в водной стихии нечто праздничное весеннее («журчат ручьи», как сегодня на родине МХАТа).

Режиссер вернул сказочный, мифический мир русалок, ведьм, водяных туда, где миф рождается – в подсознание человека. Люди далекого прошлого, которые этих русалок придумали и которые в них верили (крестьяне-славяне) режиссера не интересуют, как и вся этнография. Его интересует подсознание современного западного городского человека (человек своего круга, из высшего общества – Принц). Поэтому действие происходит не у речки, а в комнате, в шикарных апартаментах, в спальне. Спальня – ночная комната, там сознание спит, а подсознание пробуждается.
На сцене – большая двуспальная кровать. Это главный элемент, визуальный стержень декорации, проходит через все трансформации сценического пространства, на которые спектакль очень богат.
Комната – это реальность, сознание. А подсознание – иная реальность, зазеркалье. В первом действии подсознание находится, как и положено, «под сознанием», внизу. Кровать торчит в воздухе над сценой на изрядной высоте, она стоит на воображаемом полу, зеркальном, начищенном до блеска паркете. Если считать этот воображаемый пол (поверхность сознания, поверхность зеркала) - палубой сценического корабля, то действие начинается «в трюме». Подобное двухярусное строение декорации было в «Электре» Мариинского театра. Там сверху был дворец, а в трюме жила Электра. В постановке Карсена под палубой живут нимфы, водяной, Ежибаба (бабка-ёжка) и Русалка. Подсознание зеркально отражает сознание, зеркало похоже на поверхность воды, в воде (на нижнем ярусе декорации) отражены в перевернутом виде элементы верхнего яруса – стены, двери, прикроватные тумбы с настольными лампами. А на самом «дне», то есть на сцене - вода. Это никакая не река, а квадратный бассейн. Поначалу вода спокойна, ровная поверхность, просыпаются нимфы и постепенно нарастает чувственность, по воде проходит рябь и отраженный от воды синий мерцающий свет заливает все пространство. Появляется Русалка и поет арию, обращаясь к месяцу (ночному, зазеркальному солнцу в мифе, а в данном случае, скорее, к зазеркальной лампе).

В роли Русалки – Рене Флеминг. Давно знаю и люблю (первый раз услышал в записи «Дон Жуана» Шолти 1996 года). Ее природа – царственная, победительная сильно не совпадает со страдательным, жертвенным славянским идеалом женщины. И в знаменитой арии нет напевности-душевности, голос звучит очень красиво, но музыке не соответствует. Парижская публика устраивает овацию и тут певица окончательно выходит из печального образа и предстает оперной примадонной.
Однако со временем Флеминг убеждает, с такой Русалкой примиряешься и даже начинаешь восхищаться, актерское мастерство и харизма берет свое, к тому же такая Русалка вписывается общую концепцию, это не крестьянская Русалка, это женский идеал современного Принца – светлая золотая точка в глубине подсознания. Живая, женственная, загадочная, с раскосыми глазами – не Русалка, Панночка.

В роли Принца – Сергей Ларин. Актерски малоподвижный. Топ-менеджер, эффективный, заасфальтированный в темный костюм "пиджак-брюки", организованный. Эта главная характеристика образа получилась, но сложность, двухярусность, подавленные инстинкты запрятанные в подсознании он не сыграл. Образ вышел простой и скорее это он - страдательный, славянский персонаж, простак-Иван, а не Флеминг-Русалка. И поет Ларин страдательно.
А жаль, ведь основной упор постановки сделан на Принца, так как действие оперы перенесено именно в его подсознание, подсознание современного, преуспевшего, упакованного, в его шикарную спальню (где он остается один, наедине сам с собой, ночью), где нет ни травинки, ни цветочка, ни загогулинки - только плоскости, прямые линии, правильные геометрические фигуры, дорого и эргономично, теплые цвета, круглые абажуры и невеста – фитнесс-бизнес-вумен.
Ночью топ-менеджер превращается в мужчину и в его подсознании не только комплексы – нечто мешающее-пугающее, но и мечты, нечто манящее, нечто прекрасное. Музыка Дворжака (мелодически очень богатая, природная, волшебная) в постановке Карсена помещена в искусственную современную визуальную среду и здесь она рисует подсознание человека таким вот таинственным, прекрасным, волшебным «лесом» с пейзажными опушками и темной чащей, или «рекой» с тихими заводями и с омутами. Где живет Русалка с золотыми распущенными волосами и сияющими глазами Рене Флеминг, и современная молодящаяся баба Яга (скорее баба-огонь, появляется из огненного столба с фейерверком, в контраст Флеминг - брюнетка, очень убедительная и актерски и вокально Лариса Дядькова), и благородный отец Водяной. Музыка, режиссура и остальные актеры берут на себя то, что не доиграл и не довыразил голосом исполнитель главной роли.

Продолжение следует...
Tags: Роберт Карсен, опера, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…