Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Чередой за вагоном вагон, с гулким стуком по рельсовой стали.

*
«ТРИ СЕСТРЫ», С.Спивак, МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ, Санкт-Петербург, 2005г. (9)

«Три сестры» не обманули ожиданий, возникших после «Пяти вечеров», но оказались спектаклем более простым, привычным, привычно-режиссерским. Особенно в сравнении с постановками нынешнего сезона – премьерой «Трех сестер» Погребничко и гастролями «Трех сестер» Кригенбурга. У Спивака меньше радикализма, хотя налицо очень активное режиссерское вмешательство, метафоры, неожиданный взгляд на некоторых персонажей, много добавленных режиссером сцен (отсебятин в тексте нет, но авторские ремарки игнорируются, действие переносится туда, куда нужно режиссеру). Начиная с самой первой сцены, поставленной как выход из церкви. И до последней, слова сестер и их лица постепенно исчезают в грохоте вагонных колес и мелькании огней уходящего поезда. Режиссер решил исправить «странность», замеченную Вершининым («только странно, вокзал железной дороги в двадцати верстах и никто не знает почему это так»). Действие происходит на вокзале, прямо на железнодорожных путях. Главная метафора очень проста – жизнь проходит, проносится как поезд.
И никто не виноват.
В спектакле нет антипатичных героев. Даже отношения Наташи с Ольгой, нянькой и Андреем режиссер постарался очеловечить, добавив от себя обьятий и прочих человеческих контактов (Наташа психует, нянька несет ей валерьянку). Сильно смягчены и отношения Соленого с Тузенбахом, нет жесткости, на дне рождения Ирины они разыгрывают поединок двух рыцарей, Ирина играет роль прекрасной дамы.
В первом действии на сцене хорошая компания, пьют чай из самовара, столик накрыт белой скатертью, стулья в белых чехлах, офицеры в светлых мундирах и девушки в светлых платьях, играют на клавикордах, сидят рядком на лавочке все вместе и душевно поют хором. Им кажется, что гармония будет длится вечно, они не замечают (а зрители замечают), что и столик с самоваром и клавикорды стоят на железнодорожных путях. Сигнал об отправлении поезда уже дан и стрелочник уже перевел стрелку.

Спектакль продолжительный (четыре с половиной часа) подробный и разомкнутый, не выстроен строго под режиссерскую концепцию, есть фундамент (общий тон и главная метафора), а на нем много разнообразных микросюжетов и побочных тем.
Большинство персонажей интересно развернуты - треугольник Ирина, Тузенбах, Соленый очень хорош, интересен язвительный и отдельный Чебутыкин, отдельный акцент сделан на судьбе Ольги. Яркая и активная Наташа, органичный Кулыгин.

Выпадает пожалуй только пара Маша-Вершинин. Маша слишком истерична, резка, не в тон остальным, а Вершинин - ненастоящий полковник. История Маши и Вершинина решена не актерскими, а режиссерскими средствами – сначала торжественный подьем рука об руку по лестнице ведущей в церковь, потом расставание, Маша прячется в чемодан – возьми меня с собой.
А лестницу, котора вела наверх (в церковь, в будущее), в финале разворачивают, разделяют пополам, будто мосты разводят (очень питерский образ), Вершинин успевает перепрыгнуть, сестры остаются на этой стороне (а поезд ушел).
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments