Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Театр - увеличивающее стекло.

*
«ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ», С.Спивак, МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ, Санкт-Петербург, 2005г. (9)

Увы, из-за совпадения с фестивалем Золотая Маска не удалось провести пять вечеров на гастролях театра на Фонтанке, а судя по спектаклю «Пять вечеров», гастроли того стоили, надо было по крайней мере пять спектаклей посмотреть (еще «Касатку», «Одессу», «Жаворонка», и на «Три сестры» сегодня собираюсь).

Театр очень непростой, с двойным дном. На первом уровне – театр непритязательный, ненапрягающий, «зритель-френдли». Музычка, танцы, грубая манера игры.

Главная метка антрепризного стиля предьявлена с самого начала – мужчина выходит на сцену в трусах (синих, сатиновых), замечает зрителей, говорит «ой» и убегает за сцену, возвращается накинув пальто (но все равно без брюк, голые ноги торчат из-под пальто). Это Ильин? Актер что называется «никакой», средних лет, средней комплекции, стертая внешность, что называется «штаны». Такой не удержит внимание зала, поэтому включают громкую музыку, известную песню «ромашки спрятались», выходят четыре женщины (в пьесе три женские роли, режиссер добавил соседку по коммунальной квартире-аккордеонистку), начинаются танцы.

Кто из них Тамара-звезда? Нет среди них Тамары-звезды, а в общем все равно кто, в таком спектакле любая может сыграть.

Первая сцена – «у Зои», Зоя играет жирно, в расчете на то, что в зале сидят такие же «Зои», им понравится.

Сцена у дверей Тамары – никаких «дверей» на сцене нет, да и не надо. Сцену играют приблизительно. В дешевом театре стен и дверей не строят, обходятся табуретками и занавеской. Табуреточки здесь стоят вдоль авансцены, занавесочка тоже имеется, время от времени пролетает через сцену и отделяет один эпизод от другого.

Однако на сцене (по бокам) стоят два очень интересных, антикварных предмета, две большие водяные линзы. Зачем? Предметы слишком настоящие и слишком большие для «дешевого» театра. Это эксклюзив и тоже сигнал зрителю, как и «штаны» без штанов в начале спектакля. Первый сигнал указывал на первое дно, на дешевое, второй сигнал – на второе дно, на дорогое.

Это не «театр - отображающее зеркало». Это «театр – кривое зеркало» и, одновременно, «театр - увеличивающее стекло».
Такие линзы сильно увеличивают изображение в центре и сильно искажают по краям.
Вид на пьесу Володина через линзу – смех и слезы. По краям – смех, а середине - слезы.
Поначалу замечаешь только искажения, как в кривом зеркале, непропорциональные уродливые фигуры, самый дешевый способ вызвать смех. Спектакль поставлен с антрепризной легкомысленностью, размашисто, комедийно, преувеличенно, но в ключевых эпизодах пьесы режиссер придает спектаклю центростремительный импульс, линза перестает искажать, начинает увеличивать – тут пробивает настоящая драма. Комедия и драма рядом, одна другой совершенно не мешает, они отлично сочетаются в подобных линзах.

Спектакль разомкнутый. Особая, не гармоничная, а дисгармоничная режиссура, которая умеет сочетать несочетаемое. Угодить зрителю попроще, который линзами не заморачивается, вслепую примет правила игры, посмеется и поплачет. И угодить зрителю искушенному, который правила игры заметит и примет.

В таком театре и актеры нужны особенные, чтоб смогли разыграть гамбит, поддаться зрителю, покривляться в кривом зеркале, а потом увести за собой в центр и открыть второе дно. Леонид Осокин (Ильин) превращается из «штанов» в мужчину во втором действии в ресторанной сцене, когда поет «Не для меня придет весна». Регина Щукина (Тамара) в этом эпизоде стоит посреди сцены на табуретке, прямо под абажуром, как под зонтиком, сверху идет снег. Серая мышка, совсем не звезда, и даже без следов звезды в прошлом, оказывается прекрасной актрисой-клоунессой (Чурикова, Мазина, Загорская), маленькой, нелепой, трогательной. Тут уже вся эта антрепризная «комната смеха» отслаивается, как оберточная бумага и становятся вполне уместными и история о племяннике (сестра умерла в блокаду) и история о проводах («вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена»).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments